Москва
Москва
Петербург

Бортко, Гоголь и Тарас

После премьеры нового российского исторического блокбастера обозревателю Time Out захотелось эмигрировать.

Я исполнила свой гражданский долг — сходила на премьеру фильма «Тарас Бульба», снятого Владимиром Бортко по хрестоматийной повести Гоголя.

Нельзя сказать, что я ждала от главного «переложителя» литературной классики в киноформат чего-то из ряда вон — скорее помня оглушительный провал «Мастера и Маргариты», шла с опасением, что получится очередное безобразие.

Нет, безобразия не получилось, все-таки Бортко не самый плохой режиссер (за «Собачье сердце» ему можно простить многое), а Богдан Ступка, Михаил Боярский и Игорь Петренко — не последние актеры. Но вот с идеологической начинкой в картине явно вышел перебор.

Как-то Наталья Ростиславлева, специалист по истории Германии первой трети ХХ века, призналась мне, что перестала показывать студентам фильмы Лени Рифеншталь. Дело в том, что картины настолько гениальны, что она видела, как студенты буквально на глазах впитывают фашизм. Хотя откровенной пропагандой фашистской идеологии Рифеншталь никогда не занималась. Просто зритель поддается магнетизму режиссерского гения и начинает если не верить, то сомневаться — точно.

Бортко же всерьез задумал снять ПАТРИОТИЧЕСКИЙ фильм. Для этого он даже выбрал не первую редакцию «Тараса Бульбы», а вторую, где слово «русский» и фраза «русская земля» действительно встречаются часто. Я не говорю, что Бортко переврал Гоголя. Но ведь повесть длинная, и чтобы уложить ее в фильм, нужно порезать. То есть прочесть повесть с карандашом и вычеркнуть лишнее. Бортко порезал так, что эпитет «русский» звучит с экрана каждые две минуты (чаще его, наверное, произносит только Настя Волочкова). Тут кстати на память приходит еще один исторический пример редакторской правки — Лев Толстой предлагал читать Евангелие с карандашом и вычеркивать непонятные места — довычеркивался до отлучения от церкви.

Нет, я все понимаю про национальную идею и про то, что мы не знаем, чем нам гордиться, и судорожно это ищем… Но сделайте это талантливо — и я вам поверю! Я не говорю, что я поверю гениальному режиссеру, который будет мне с экрана впаривать про национализм или фашизм, но я точно про это задумаюсь, если мне талантливо это преподнесут. А когда я всю вторую половину фильма, зевая, шепчу мужу на ухо: «Вот сейчас опять про русскую землю заговорит», — и ровно через три секунды персонаж про нее говорит, становится грустно. И даже не оттого, что люди меры не знают, а оттого, что они так предсказуемы и назойливы в своем желании навязать то, что положено любить изначально.

Читайте также: Николай Гоголь, писк сезона (путеводитель по юбилею писателя)

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация