12 инклюзивных спектаклей, которые надо обязательно посмотреть

В конце октября в Москве пройдет первый театральный форум-фестиваль «Особый взгляд». В его программу вошли лучшие инклюзивные постановки социальных театров, причем не только из Москвы и Петербурга, но и из Сибири и с Урала. Time Out рассказывает, чем ценен каждый из дюжины спектаклей, которые пройдут на с 28 по 31 октября в ММОМА, Театре наций и Центре Мейерхольда.  

Все началось со шторки для душа 

Невидимый театр The invisible shows и Государственный музей — культурный центр «Интеграция» им. Н.А.Островского 

Когда: 28 октября 14:00  

Где: Московский музей современного искусства (MMOMA, Петровка, 25)  

Регистрация

Невидимый театр появился в Москве в 2012 году и сразу привлек внимание необычным форматом: зритель здесь не то чтобы зритель – поскольку ничего не видит. Каждому, кто приходит на спектакль, завяжут глаза и усадят в центре сцены. Артисты же свободно перемещаются вокруг «зала», рассказывая историю с помощью голосов, запахов, шума и прикосновений. Темнота пробуждает воображение, а близость публики и актеров — удивительное чувство сопричастности, эффект присутствия.  

«Все началось со шторки для душа» — один из лучших и самых популярных спектаклей. Герой, молодой человек по имени Сэмми, однажды видит призрака на мебельном складе. Теперь он пытается выяснить, какова история странного старика, который сидел в кресле посреди огромного помещения. Это трогательная и светлая история о любви и верности, памяти и времени.  

Бонус: можно бесплатно посетить выставку «Йоко Оно. Небо всегда ясное» и выставку номинантов Премии Кандинского 2019, которые в это время проходят в ММОМА.

Гроза – среда обитания 

Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» и Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» 

Когда: 28 октября в 16:30  

Где: Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2)  

Регистрация

Нетривиальная постановка классической пьесы Островского с успехом идет в Москве с 2018 года на разных площадках, в том числе в Театре Наций. Спектакль стал отчетной работой студентов «Инклюзион.Школы.Москва». Режиссер и тифлосурдопереводчики адаптировали текст пьесы Островского и переложили его на жестовый язык. Это позволило включить в творческий процесс глухих и слепоглухих студентов школы.

Что касается самой постановки, то режиссер Михаил Фейгин предлагает рассматривать Катерину как воплощение силы женской души во всей непредсказуемости, открытости, страстности и беззащитности, а саму историю – как очень актуальную для сегодняшней жизни, в которой «над нами все время что-то грохочет». 

Unреальность 

Театральная школа «Инклюзион», Новосибирск 

Когда: 28 октября в 20:30  

Где: Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2)  

Регистрация

Режиссер Сергей Дроздов поставил спектакль о потаенных мирах студийцев театрального сибирского «Инклюзиона»: начинающих актеров с физической инвалидностью и профессиональных актеров театра «Понедельник Выходной». Спектакль выдержан в эстетике «биографического театра»: зритель слышит со сцены воспоминания и размышления на тему «побега в другую реальность». Так за всего-то час становится понятно, что все здесь — одно целое, нет разделения по особенностям здоровья, а есть нечто общее — желание быть счастливым. 

Аллюки 

Театральная школа «Инклюзион», Казань

Когда: 28 октября в 21:00  

Где: Московский музей современного искусства (MMOMA, Петровка, 25)  

Регистрация

Спектакль-эксперимент Туфана Имамутдинова, в котором глухие и профессиональные актеры читают стихотворения известного татарского поэта Габдуллы Тукая. При этом все стихотворения переведены на вымирающие языки сибирских народов: долганский, челканский, тувинско-тоджинский и шорский. Так разворачивается перед зрителем история умирания исчезающих культур и отчуждения от общества тех, у кого, как у глухих, есть собственный язык — но он неизвестен и непонятен остальным. 

Бонус: можно бесплатно посетить выставку «Йоко Оно. Небо всегда ясное» и выставку номинантов Премии Кандинского 2019, которые в это время проходят в ММОМА.

Ночи Холстомера 

Театральная школа «Инклюзион», Санкт-Петербург 

Когда: 29 октября в 16:30 

Где: Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2)  

Регистрация

У лошади рождается пегий жеребенок: полюбит ли она его, несмотря на пятнистую шкуру? Каково это — быть молодым и сильным конем? Каково это — быть конем жестокого хозяина? Быть загнанным? Быть любимым? Спектакль-рассуждение о материнстве, силе молодости, поддержке, любви и усталости вырос из импровизаций студентов инклюзивной театральной школы. В результате он наполнился их собственным взглядом на социальные проблемы и любовью к жеребенку, который еще не знает, что значит — «пегий». В спектакле заняты люди с одновременным нарушением слуха и зрения, а также зрячеслышащие участники. 

Фабрика историй 

Фонд «Альма Матер», Санкт-Петербург 

Когда: 29 октября в 19:00  

Где: Московский музей современного искусства (MMOMA, Петровка, 25)  

Регистрация

Сюжет спектакля «Фабрика историй» основан на рассказах профессиональных актеров и студентов и выпускников центра для людей с аутизмом и другими ментальными особенностями «Антон тут рядом». Идея родилась осеню прошлого года, когда французская сказочница и антрополог Элен Мале предложила социокультурному пространству «Квартира» создать собственную лабораторию сказок. К тому моменту режиссер Бориса Павлович уже не раз думал о том, как может включить артистов с особыми потребностями в творчество. В результате родилась эта импровизационная музыкальная постановка с участием ансамбля «Чинари band».  

Бонус: можно бесплатно посетить выставку «Йоко Оно. Небо всегда ясное» и выставку номинантов Премии Кандинского 2019, которые в это время проходят в ММОМА.

Магазин 

Центр современной драматургии, Екатеринбург  

Когда: 29 октября в 21:00  

Где: Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2)  

Регистрация  

Сюжет спектакля Дмитрия Зимина основан на реальных событиях: это история о небольшом продуктовом магазинчике, где две героини работают, а на самом деле — находятся в рабстве. Кырлыгаш из Южного Казахстана приехала в Москву поискать работу, чтобы помочь больному отцу. Она не знает, что тут уже живут такие, как Зияш из Северного Казахстана – ожесточившиеся, равнодушные, готовые мучить землячку за копейку. Но когда-то и Зияш была другой.

«Магазин» – это не просто спектакль, это исследование о том, что прячется за прилавками маленьких продуктовых магазинчиков, в складах и на рынках, о том, почему человек превращается в хладнокровное животное.  

Спектакль сопровождается тифлокомментарием. 

Одиссея 2К19 

Благотворительный фонд «Подари мне крылья» и Социально-Художественный Театр, Санкт-Петербург 

Когда: 30 октября в 16:30  

Где: Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2)  

Регистрация

Очень молодой во всех смыслах (премьера прошла в апреле этого года, в ней были задействованы больше двадцати детей) спектакль, созданный с участием воспитанников детских домов. Несколько месяцев с ними работали сотрудники «Балтийского дома» и Социально-Художественного Театра. В результате получился своего рода эпос о поиске себя и дома. Название пришло само собой: ребенок из детдома сталкивается с теми же проблемами, что и Одиссей, который многие годы пытался вернуться домой, и большую часть этого пути преодолел в одиночестве.  

Король Лир 

Театральная школа «Инклюзион», Екатеринбург 

Когда: 30 октября в 20:00  

Где: Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2)  

Регистрация 

В каждом городе «Инклюзион. Школа» имеет свою специфику. В Екатеринбурге естественным образом образовалась группа незрячих и зрячих участников. В этом спектакле роль Короля Лира играет слепоглухой актер Слава Каргаполов, роль Шута — студент Семен Мруз, который выучил тактильный алфавит и объяснял, что делать на сцене. В результате появился прием, а потом и идея постановки, где знаменитую историю о безумном короле рассказывает его свита, а душевная слепота оказывается гораздо большей катастрофой, чем физическая. Спектакль стал лауреатом первой степени III Международного фестиваля инклюзивного искусства Inclusive Art в направлении «Театральное искусство». 

Страна слепых

Музей архитектуры имени А. В. Щусева  

Когда: 31 октября в 16:30 

Где: Дом-музей М.Н. Ермоловой (Тверской бульвар, 11/1)  

Регистрация

Инклюзивная саунд-драма по мотивам рассказа Герберта Уэллса — еще одна постановка, в которой нет ничего визуального. Прочувствовать драматургию и философию спектакля помогут реквизит особого звучания, тактильные модели, спецэффекты и ароматы. Молодой успешный архитектор из мегаполиса, где каждый сам за себя и все против всех, очутился в изолированном обществе, живущем по собственным законам. На примере его истории о том, что «зорко одно лишь сердце», зрители и актеры размышляют о том, что случается, когда попадаешь из реальности в миф, из быта — в легенду, из шума — в музыку.  

Wonder boy 

Молодежный театр Алтая, Барнаул  

Когда: 31 октября в 19:00  

Где: Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2)  

Регистрация 

Спектакль, на который очень полезно прийти с детьми-подростками — он рассказывает о мальчике, умудрившемся принять себя и мир. У Августа очень нетривиальная внешность, в начальной школе он не учился по болезни, и вот теперь попадает сразу в пятый класс, где от него шарахаются абсолютно все.

Петербургский режиссер Максим Соколов, который ставил Wonder boy на Алтае, говорит, что в основу легли его беседы с подростками, впечатления от прочитанных книг и интервью: «Август не возненавидел мир, в случившемся никого не обвиняет, принимает свою невообразимую внешность. Несмотря на то, каков он снаружи – Август гармоничен внутри. И именно поэтому у него в конце концов появляются друзья. Так что спектакль — о внутренней красоте, которую мы все хотим обрести». 

Пещера

Центр имени Вс. Мейерхольда и Трансформатор.doc, Москва 

Когда: 31 октября в 20:00  

Где: Центр имени Вс. Мейерхольда (Новослободская, 23)  

Регистрация

Всеволод Лисовский поставил этот спектакль по Платону, но его герои не имеют никакого философского образования — только богатый жизненный опыт. Еще у них нет ни документов, ни дома. Трое мужчин обедают и охотно реагируют на реплики из платоновского текста, доносящиеся до них из-за соседнего столика, вступают в диалог и начинают невольно воспроизводить структуру сократовской беседы. Лисовский говорит, что спектакль его не является инклюзивным — но все же дает право голоса тем, кого мы бы иначе не услышали.  

Спецпроект

Загружается, подождите ...