Пилорафон: все фильмы франшизы «Пила» от худшего к лучшему

Пилорафон: все фильмы франшизы «Пила» от худшего к лучшему

Дмитрий Соколов   20 мая 2019
7 мин
Пилорафон: все фильмы франшизы «Пила» от худшего к лучшему

В сети появилась информация, что медиакомпания Lionsgate с подачи комика Криса Рока перезапустит хоррор-франшизу «Пила». Time Out решил пересмотреть оригинал и рассказать, какие части стоит смотреть в первую очередь. 

8. «Пила-5» (2008)

Сильно затянутая история о лучшем ученике Пилы, которого пытаются поймать уже вторую серию подряд.

Лучшая ловушка: коробка с битым стеклом, в которую надо лечь, чтобы выжить.

К пятой части Пила уже давно лежит в могиле, но дело его живо: в городе продолжает работать неизвестный помощник убийцы, которого пытаются вычислить (не очень успешно) прежде, чем он выполнит все пункты завещания своего учителя. Пятая часть, в отличие от всех прочих сиквелов, попыталась было вернуться к детективному сюжету в стиле первой «Пилы», однако попытка оказалась неудачной. Без жестоких и хитроумных ловушек, конечно, не обошлось, однако сюжет с прилежным учеником Джона Крамера здесь уже абсолютно сериальный. Почему-то в «Пиле-5» на первый план вышли не ужасы, а сюжет, и кино начало походить на затянутую мыльную оперу, которую могут смотреть лишь самые преданные фанаты, документирующие имена и связи бесконечных героев.

7. «Пила-8» (2017)

Продолжение и одновременно начало (с сюжетом все сложно) истории об очередном последователе Пилы.

Лучшая ловушка: дробовик с одним патроном, который нужно успеть схватить прежде, чем это сделают за тебя.

Первая после семилетнего перерыва часть — во многих отношениях для франшизы революционная. Во-первых, ее снимали сразу два режиссера (ведь «Пила» — это такое сложное кино, что одного режиссера не хватает). Во-вторых, сценарий писали Джош Столберг и Питер Голдфингер, которые ранее не работали над франшизой. В-третьих, наконец, здесь активно используются приемы с нелинейной хронологией: это одновременно и приквел, и сиквел, действие происходит до первой части «Пилы» и после седьмой. Больше того, кажется, что каждый из режиссеров отвечал за строго определенный кусок сюжета, и им отчаянно не хватало кого-то третьего, чтобы подогнать эти фрагменты без заметных швов. Ловушки остаются здесь главным аттракционом, хотя некоторые из них не столь изобретательны, как могли бы быть: например, маньяк засыпает героев зерном по горло, а потом бросает в них вилы, что довольно странно.

6. «Пила-6» (2009)

Вице-президент страховой компании втянут в очередную игру Пилы.

Лучшая ловушка: карусель, каждый оборот которой предоставляет игроку выбор, спасти двух человек или дать погибнуть шестерым.

Эта часть собрала меньше всего денег, поэтому студия Lionsgate решила остановиться на седьмой (правда, потом передумала). Тем не менее, все элементы классической «Пилы» здесь есть: детективный сюжет, множество связанных между собой героев, которые попадают во все более изощренные ловушки, и маньяк, который видит себя санитаром общества. Сюжетные подробности, конечно, вряд ли запомнятся, но и не в них дело: несчастные герои, проходя одно испытание за другим, напоминают персонажей хоррор-квеста, придуманного каким-то больным ублюдком, и в данном контексте это, конечно, комплимент.

5. «Пила-4» (2007)

Пила скончался, но кто-то из его доверенных лиц продолжает запущенную им игру.

Лучшая ловушка: двое персонажей, у одного из которых зашит рот, а у второго — глаза, должны объединить усилия, чтобы не помереть.

С этой части Пила не присутствует в сюжете: фильм начинается со вскрытия его трупа, чтобы окончательно убедить зрителей в его гибели, и затем Джон Крамер фигурирует исключительно во флэшбэках. Задача перед очередными нанятыми сценаристами стояла нетривиальная: поддержать интерес к франшизе, главный злодей которой окончательно и бесповоротно мертв. Для этого в центре была поставлена детективная линия: поиски все новых и новых ассистентов Крамера отныне станут главным развлечением для главных героев. Все больше экранного времени теперь уделяется всевозможным механизмам, созданным Пилой или его помощниками по чертежам учителя. Сценаристы Мелтон и Данстэн будут работать над всеми частями хоррор-сериала, кроме самой последней, и это обстоятельство, как видно теперь, сослужило «Пиле» хорошую службу.

4. «Пила-3» (2006)

Маньяк Джон Крамер готовится принять смерть, в то время как его помощница делает все, чтобы игра продолжалась.

Лучшая ловушка: ошейник, готовый снести голову тому, кто его носит. Его активация завязана на сердцебиение маньяка-убийцы.

Это последняя часть во франшизе, к которой приложил руку Ли Уоннелл, один из создателей первой «Пилы». В триквеле Джон Крамер практически все время находится на переднем плане, несмотря на то, что большую часть фильма проводит на операционном столе (живым до следующей части «Пилы» он не доберется). После такого финала можно было бы ожидать, что третья часть завершит цикл, и «Пила» останется трилогией. Вероятно, Уоннелл на это и рассчитывал, но, как мы знаем, судьба франшизы оказалась совершенно иной. Как бы то ни было, именно к триквелу «Пила» окончательно сложилась в плане единого стиля, от дизайна ловушек до использования свиных голов и черно-красных балахонов. Практически все эти компоненты останутся неизменными в последующих фильмах.

3. «Пила-2» (2005)

У психопата, оказывается, есть еще целый дом, забитый людьми, вынужденными играть в его игру.

Лучшая ловушка: яма, доверху заполненная использованными (или нет) шприцами.

В первом продолжении сценарий, как и в первой части, писал Ли Уоннелл, поэтому здесь еще ощущается камерная стилистика той самой «Пилы». Основное действие все еще происходит в одном-двух помещениях, и финал еще можно интерпретировать как завершение, а не как производственный перерыв до выхода следующей части. Но главное, чем любопытен этот эпизод: в нем маньяк, который до этого появлялся лишь эпизодически и оставался малопонятной фигурой, начинает превращаться в одного из главных персонажей франшизы. Намного больше внимания уделено личности Джона Крамера и его предыстории, что превращает убийцу из агрессивного психопата с извращенным инженерным умом в по-своему трагического персонажа.

2. «Пила 3D» (2010)

Один из выживших в ходе прошлых игр с Пилой вынужден расплачиваться за свою ложь, попав в лапы к одному из учеников маньяка.

Лучшая ловушка: Честер Беннингтон из Linkin Park просыпается пришитым к автомобильному креслу.

По идее эта часть должна была стать последней. Ее снимал уже не режиссер предыдущих частей, а монтажер Кевин Гротерт. Впрочем, несмотря на нерелевантность его опыта работы, «Пила 3D» неожиданно достойна внимания уже хотя бы потому, что стремится максимально логично завершить хоррор-сагу. Для этой цели был задействован даже актер Кэри Элвес. Он из-за конфликта со студией отказывался участвовать во всех последующих частях со второй по шестую включительно. Для седьмой части он сделал исключение, вновь сыграв выжившего в оригинальной «Пиле» доктора Гордона, вернувшегося в игру. Но все фанаты очень удивились цели его возвращения: он вовсе не собирался помочь ее участникам, а хотел наказать одного из нерадивых учеников давно умершего маньяка.

1. «Пила: Игра на выживание» (2004)

Двое незнакомцев просыпаются в наглухо запертой комнате, а на полу лежит чей-то труп.

Лучшая ловушка: запертая комната, из которой можно выбраться только после добровольной ампутации руки или ноги.

Банально, но факт: несмотря на семь сиквелов и возрастающие бюджеты, первая часть «Пилы» остается лучшей во франшизе. Секрет прост: хоррор-режиссер Джеймс Ван, для которого это был первый полнометражный фильм, не загадывал, что «Пила» станет таким хитом, и уж тем более не рассчитывал на тиражирование его идеи. Он снимал очень простое кино, камерный триллер с элементами детектива и несколькими весьма изобретательными кровавыми сценами, которые здесь были скорее вишенкой на торте, чем основным блюдом. Денег не было даже на экстерьерные съемки, поэтому практически все действие «Пилы» происходит только в помещениях, а большая часть времени — вообще в одной-единственной комнате с двумя людьми и одним трупом. В этой простоте угадываются все характерные черты будущей франшизы: живописные ловушки, жертвами которых становятся герои фильма, сложные моральные дилеммы («убить себя или незнакомого человека»), и многослойный сюжет.