фильмы кинотавра 2018

«Кинотавр». Печеная свастика и временные трудности

Клара Хоменко   5 июня 2018
1 мин

Девочка, живущая в камине, отец, который заставляет сына-инвалида ползти домой через лес, и корни Русского мира: корреспондент Time Out подготовил обзор фильмов по результатам первых двух дней фестиваля «Кинотавр» — от худшего к лучшему. В процессе написания ни один режиссер не пострадал.

\"\"

«Мира». Корни камня

4/5

Реж. Денис Шабаев

Словак Мирослав был когда-то солдатом, в том числе на Донбассе. Спустя несколько лет он возвращается в ЛНР, бросив тихую  жизнь в Великобритании, и начинает реставрировать разрушенные за войну памятники, видя в этом символ правильной, мирной жизни. 

Денис Шабаев — режиссер-документалист, и его фильм снят на стыке игрового и документального кино: со сценарием, но без профессиональных актеров. Результат получился во многом выдающимся. 

«Мира», обращающийся к самой больной современной теме, оказывается не столько художественным фильмом, сколько документом эпохи, таким же памятником, как те, что сперва реставрирует, а потом рушит Мира со своей командой. Имя главного героя, которое звучит как призыв, залатанный и покрытый позолотой памятник Ленину, батюшка, освящающий героев коммунистического труда — все это символизм не выдуманный, а рожденный самой жизнью и омытый кровью. 

Шабаев не спрашивает, стоило ли это жертв. Он предоставляет поле для выводов своим героям — тоже ничего не играющим, а просто реагирующим на предложенные обстоятельства. Начав со стремления к покою и созиданию, Мира заканчивает словами «в войне есть смысл» — и так замыкается круг, делая историю, по сути, безвыходной, как сама эта война.

Ее корни даже не здесь, а в далеком столетнем прошлом, они проросли в каждого живущего на постсоветском пространстве, они питают своей жизнью даже камни. Именно поэтому скульптурная группа «Шахтеры», которая была создана как декорация для фильма — стала реальным памятником, и местные жители приносят сюда цветы. А стоит ли… как ответишь на этот вопрос, если ты — один из зала, который дважды предупредили: мол, хоть все и документально, а собаку все-таки герои не ели и ни одно животное в фильме не пострадало?