Фильмы криминал Россия

Фильмы в жанре «криминал» — что подарила зрителям Россия

  15 сентября 2016
7 мин
Фильмы в жанре «криминал» — что подарила зрителям Россия

Не только в «лихие 90-е» в России снимали отличное кино в жанре «криминал», хотя то время подарило зрителям ряд замечательных фильмов. Русские криминальные боевики содержат в себе приметы времени и вехи развития нашей страны. Time Out собрал свой список русских криминальных боевиков, которые должен посмотреть каждый.

Брат (реж. Алексей Балабанов, 1997)

Один из главных фильмов 90-х. Диалоги ушли в народ, кумирами стали и герой в грубо связанном свитере, и артист Бодров, получивший кучу призов и в стране, и за рубежом и безграничную народную любовь. Два десятилетия лет спустя история про хорошего киллера Данилу смотрится ничуть не хуже. Отличное кино.

Настройщик (реж. Кира Муратова, 2004)

Имя Киры Георгиевны Муратовой прочно ассоциируется с довольно определенным стилем кино, зависшего где-то между неореализмом и нищей, но невероятно энергичной перестроечной экспериментальностью. Настройщик нисколько не противоречит такому стереотипу. Это типичный муратовский фильм со всеми атрибутами жанра: с Ренатой Литвиновой, эксцентричными одесскими бабками, половиной мим-труппы Маски и ошеломляюще правдоподобными диалогами. Здесь нет разве что бесконечного повторения реплик зато появляется обнаженная натура (Литвинова) и довольно связный для фильмов Муратовой сюжет, словно списанный из плутовского романа. На протяжении всей картины двух старых перечниц из бывших номенклатурных жен (Демидова и Русланова) последовательно обдирают несколько никак не связанных друг с другом мошенников. А главный прохиндей, настройщик Андрюша (Делиев), и вовсе чуть ли не селится в доме одной из них, совершенно очаровав подруг обходительными манерами, музыкальным слухом, мягким туше и умением слушать их псевдоаристократическую трескотню. Кончится это приятное знакомство, разумеется, грандиозным надувательством.

12 (реж. Никита Михалков)

Двенадцать присяжных мужского пола собрались, чтобы вынести приговор по ясному делу: мальчик-чеченец убил своего приемного отца, русского офицера. Заседание обещает быть коротким, но в жюри находится тот (Сергей Маковецкий), кто не хочет голосовать за «виновен» и отговаривает других.

«12» Михалкова — это ремейк классической картины Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957), только длиннее на час. Впрочем, уже с первых секунд понятно, что сравнения с оригиналом неуместны. Фильм Люмета был психологическим, у Михалкова он типологический. Каждый из присяжных произносит программный монолог, но раскрываются не характеры, а русские типы — в числе которых бытовой ксенофоб (Сергей Гармаш), простодушный пролетарий (Алексей Петренко), еврейский интеллигент (Валентин Гафт), интеллигент технический (Маковецкий) и бывший офицер спецслужб (сам Михалков).

Картина претендует на то, чтобы быть энциклопедией русской жизни, и действительно таковой является. Тем удивительнее, что на фестивале в Венеции фильм возмутил наших критиков — в первую очередь светлым образом мудрого «особиста», — хотя и понравился иностранцам: жюри даже присудило ему неглавного «Золотого льва». Это кино так же трагично и смешно, велико и отвратительно, как и реальность, которую подробно описывает. Форма адекватна содержанию — фильм и снят так же, из крайности в крайность: блестящие актерские работы предстают в обрамлении халтурного грима и чудовищных флешбэков, в которых на улице Грозного пылает едва ли не играющий рояль. Однозначного мнения о «12» нет и быть не может: он не против интеллигенции, но за силовиков; оправдывает чеченцев, но не обвиняет русских.

Финалов у Михалкова сразу несколько — есть обнадеживающий, есть открытый, православный, западнический… Самая черная чернота к концу оборачивается фаворским светом, а однозначное (с точки зрения закона) добро — катастрофическим злом. И раз уж в разговоре о творчестве Михалкова не избежать определения «русский», то фильм «12» — это игра в русскую рулетку. Пара выстрелов вхолостую, зато потом голову просто сносит.

Механическая сюита (реж. Дмитрий Месхиев, 2001)

Картина состоит из нескольких новелл, каждая из которых является самостоятельным короткометражным фильмом. При этом все новеллы объединены в некое единое целое — их связывает, по сути, одно и то же событие: поезд сбивает человека. Мы видим целую цепочку жизней и судеб, так или иначе связанных с этим происшествием, — машинист поезда, следователь, проводница вагона и др. Все эти жизни как бы пересекаются в одной и той же точке пространства в единый миг времени.

Сестры (реж. Сергей Бодров-мл, 2001)

Две девочки, восьми и тринадцати лет, две неродные сестры по матери… Младшая живет с богатыми родителями, ходит в элитную школу, занимается музыкой и рисованием. Старшая живет с бабушкой, ходит в секцию спортивной стрельбы. Когда отец младшей девочки ввязывается в серьезные бандитские разборки, за ней начинается настоящая охота. И единственным человеком во всем мире, способным ее защитить, становится ее старшая сестра…

Дом (реж. Олег Погодин, 2011)

В большом доме посреди донских степей живет семейство Шамановых. Все есть в этом доме, все — кроме покоя, любви и взаимопонимания: отцы конфликтуют с детьми, дети с отцами и друг с другом. Старший сын Виктор возвращается в отчий дом после 25-летнего отсутствия. За это время он стал опасным криминальным авторитетом и нажил немало врагов. Он знает, что его хотят убить, но пока не подозревает, что киллеры выяснили, где он спрятался…

Три истории (реж. Кира Муратова, 1997)

Эксцентричаня комедия Киры Муратовой про убийства, которые совершают люди, на первый взгляд, абсолютно неспособные на это.

Кoтeльнaя N 6
Квapтиpный вoпpoc пpoдoлжaeт пopтить людeй. Ecли бы нe oн, нe пpишлocь бы cкpoмнoмy cлyжaщeмy вeзти пoдoзpитeльный длинный ящик в кoтeльнyю.

Oфeлия
Oбaятeльнaя дeвyшкa Oфa paбoтaeт в apxивe бoльницы. Oнa нeнaвидит и мyжчин, и жeнщин, любит тoлькo дeтeй. Oнa зaчeм-тo внимaтeльнo oтcлeживaeт cyдьбy тex, oт кoгo eщe в poдильнoм дoмe oткaзaлиcь мaтepи.

Дeвoчкa и cмepть
Maлeнькaя coceдcкaя дeвoчкa нe пoнимaeт, чтo тaкoe yвaжeниe к cтapocти. Ho пpeкpacнo пoмнит, чтo ecли ее дeдyшкa yмpeт, им c мaмoй дocтaнeтcя eгo кoмнaтa.

Майор (реж. Юрий Быков, 2013)

Драма Юрия Быкова о ментовском беспределе. История майора полиции, у которого просыпается совесть, после того как он сбивает насмерть шестилетнего мальчика. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале. 
В окне типовой провинциальной многоэтажки посреди ночи загорается свет. Майору местной полиции Соболеву (Денис Шведов) только что позвонили из роддома — супруга родила мальчика. Майор Соболев садится в BMW и что есть мочи мчит поздравлять роженицу. Мчит, не обращая внимания на дорожные знаки и ограничения скорости, — пока на абсолютно пустой дороге не собьет насмерть ребенка. Прямо на глазах у матери (Ирина Низина). Схема действия сотрудников российской полиции в таких обстоятельствах ясна: Соболев запирает одуревшую от горя мать в своей машине, заметает улики и вызванивает коллег. Те составят протокол, нальют несчастной сто грамм коньяка («чтобы успокоилась») — и повезут ее на анализ крови: сама, мол, недосмотрела, Соболев невиновен, дело закрыто. Вот только у Соболева вдруг проснется совесть — и превратит разрешенный вроде бы инцидент в череду смертей и предательств.

Премьера «Майора», второго фильма режиссера Юрия Быкова, состоялась в одной из каннских программ — и, в общем, понятно, чем эта драма приглянулась каннским отборщикам. Без знания контекста «Майор», наверное, считывался ими как упражнение в брутальном азиатском, например корейском, кино — с его тягой к жестким сюжетным ситуациям и живописанию закрытых социальных сообществ (в данном случае — провинциальной полиции с ее круговой порукой). Что ж, из фильма Быкова вполне могло получиться крепкое жанровое кино — будь у его режиссера хотя бы минимальное чувство юмора и определенный цинизм. Но нет, Быков явно считает себя большим режиссером и разыгрывает абсурдистскую по умолчанию линию искупления одним ментом греха (в современной России, ну-ну) на полном серьезе. В итоге преображение Соболева — а значит, и все, что следует за ним, — выглядит чистым фейком. Корейцами при всей их социальной точности все-таки руководят в первую очередь жанровые каноны, Быковым — желание высказаться.

Жить (реж. Юрий Быков, 2010)

Начало осени, заброшенная сельская местность,— средняя полоса России. Местный житель — Михаил — выезжает на охоту и становится невольным свидетелем того, как в лесу трое пытаются убить четвертого, Андрея. Михаил помогает Андрею спастись, и вместе они спасаются бегством от преследующих их головорезов. Так, абсолютно разные люди вынуждены отправиться вместе в длинную и опасную дорогу, на протяжении которой постоянно конфликтуют, — мировоззрениями, нравами, взглядами на действительность. Но жизнь расставит все по своим местам, заставив героев узнать — кто же они есть на самом деле.

Олигарх (реж. Павел Лунгин)

Обстоятельная трудовая биография простого русского олигарха, которого играет Машков. Правда, режиссера Лунгина больше интересовал не главный персонаж, а история нашей страны за последние двадцать лет в целом и олигархии в частности.