Детские фильмы список лучших

Детские фильмы: список лучших от Time Out

  2 августа 2016
11 мин
Детские фильмы: список лучших от Time Out

Хорошие фильмы для детей смогут порадовать всю семью, ведь всем нам иногда не хватает в жизни сказки и доброты. Детские приключенческие фильмы научат детей доблести и отваге, фильмы про животных расскажут об ответственности и сострадании, детские фильмы-комедии воспитают отличное чувство юмора и просто помогут интересно провести время.

Хатико: самый верный друг (реж. Лассе Хальстрём, США, 2008)

Детские фильмы про собак всегда неизменно трогают сердце. Душераздирающая, примерно как «Белый Бим», история о верном псе Хатико, когда-то подобранном профессором колледжа, а после его смерти много лет ежедневно дожидающегося хозяина у полустанка, — не просто перелицованный сюжет фильма Кането Синдо 1987 года.

Это вполне реальный случай, имевший место в Японии еще до войны. Узнав о столь преданной дружбе между собакой и профессором, японские газеты раструбили новость по всей стране, и в итоге Хатико был в 1934 году поставлен памятник — при жизни, на той же железнодорожной станции. 

Гарри Поттер и Философский Камень (реж. Крис Коламбус, Великобритания, 2001)

Безусловно, все детские фильмы о Гарри Поттере заслуживают быть в нашем списке, но первая история о юном волшебнике вызывает особенную нежность. Мальчик со шрамом в виде молнии живет под лестницей в доме злобных родственников и пока еще не подозревает о своем даре. Коламбус не просто экранизировал книжку Роулинг, он сделал фильм куда более глубоким, динамичным и обаятельным, чем первоисточник, да и формы подросшей Гермионы (Уотсон) тогда еще не отвлекали от сюжета. Отличная киносказка для взрослых и детей.

Гарри Поттер и Узник Азкабана (реж. Альфонсо Куарон, Великобритания, 2004)

Растут актеры, мрачнеют сюжеты, грядут перемены. Гарри Поттер, Рон и Гермиона вступают в схватку со зловещим беглецом из тюрьмы Азкабан, Чье Имя Не Называют. Для почти уже не детского кино был приглашен новый режиссер, мексиканец Куарон, прославившийся фильмом «И твою маму тоже». В роли Дамблдора Майкл Гэмбон заменил умершего Ричарда Харриса. Шикарный Гэри Олдмен появился в небольшой роли Сириуса Блэка.

Лабиринт (реж. Джим Хенсон, Великобритания, 1986) 

Замечательный фильм-сказка для взрослых и для маленьких, вариация «Алисы в стране чудес». Девочку лет пятнадцати родители просят посидеть с маленьким братишкой и уходят в гости. Обиженная на родителей (у нее были свои планы), девочка придумывает историю о короле злых гоблинов, похищающем ребенка, и о тех приключениях и испытаниях, что ей приходится преодолеть в дьявольски коварном лабиринте. Сценарий написан Терри Джонсоном из группы «Монти Питон», исполнительный продюсер Джордж Лукас, ну а куклы автора «Маппет-шоу» Джима Хенсона знают все. Песни исполняет Боуи. С: Терри Джонс. К: Тревор Джонс. О: Алекс Томсон. М: Джон Гровер. Х: Эллиот Скотт. Исп. пр. Джордж Лукас. Henson Associates, Inc. and LucasFilm Ltd. Nelson Entertainment. Channel 5 Video Distribution Limited, 1 Rockley Road, London W14 0DL. A Heron/Polygram Company. TriStar Pictures, Inc.

Звездная пыль (реж. Мэтью Вон, США, 2007)

Парень по имени Тристан (Чарли Кокс), живущий в карикатурно английском поселке Застенье, до потери сознания влюбился в первую красавицу деревни (Сиенна Миллер) и обещает принести ей в подарок упавшую звезду. Звезда, действительно, тут же валится с небосвода, и Тристан отправляется на поиски небесного тела в соседнюю Волшебную страну.

Как это часто бывает в сказках, упавшее с неба оказалось вовсе не тем, чего мы ожидали, — не глыбой драгоценного камня или сгустком раскаленной протоплазмы, а девушкой-блондинкой Ивэйн (Клер Дэйнс) — довольно симпатичной, хотя и немного ворчливой. На беду, в погоню за звездой пускаются еще принцы-наследники из Волшебного королевства (по ходу горе-женихи мрут один за другим и преследуют Тристана уже бесплотными тенями), а также старушка-ведьма — прекрасная Мишель Пфайффер с накладными морщинами.

Готические истории Нила Геймана экранизируются нечасто. «Звездная пыль» — это первый блин, а сейчас на стадии косметической отделки находятся меховое фэнтези «Беовульф» и мультфильм «Коралина». Проблема увлекательных текстов Геймана в том, что их любят только маленькие дети и взрослые. Дети — за волшебство, а взрослые — за жутковатый философский подтекст. А вот подростки, основной контингент кинотеатров, любят попроще и погорячее.

Разогревая «Звездную пыль» до нужной кондиции, британский режиссер Мэтью Вон («Слоеный пирог») поступил вполне предсказуемо, практически по бабушкиному рецепту — смешал мрачное и смешное, умное и общедоступное, то есть разбавил ироничную геймановскую притчу о поиске настоящей любви шутовскими эпизодами и драками, достойными «Пиратов Карибского моря».

В итоге романтическая сказка не слишком изящными движениями камеры превратилась в шоу бродячего цирка — цветовая гамма фильма напоминает скорее пестроту клоунских штанов, чем геймановские сумерки. Клоун Де Ниро кривляется в женском платье — конечно же, перед зеркалом; бородатый мальчик прыгает козлом-сатиром, а в качестве дрессированной обезьянки гримасничает Клер Дэйнс, безуспешно пытаясь изо всех девчачьих сил изобразить диву вроде Кейт Бланшетт.

Понятно, что в такой компании нелепо смотрятся оставшиеся от оригинала реликты: куртуазный единорог и готические черно-белые призраки. Викторианская романтика кажется необъяснимым анахронизмом на фоне шуточек на одну, но вечную тему подростковых комедий. К тому же несколько сбивает с толку балаганный угар экранизации — представьте себе, что, блуждая на пьяном пикнике по хозяйскому саду, вы вдруг наткнулись на скелет в отутюженном чепце.

Книга джунглей (реж. Джон Фавро, Великобритания, 2016)

Неожиданно пугающая диснеевская перепевка вечной сказки Киплинга – на этот раз игровая, а не анимационная.

В джунглях засуха – и звери, хищные, травоядные, в диапазоне от сусликов до слонов, договариваются о перемирии: водопой становится зоной, свободной от охоты и убийства. Как быстро выясняется, есть, впрочем, и в этой временной идиллии неувязка – касается ли перемирие воспитывающегося в волчьей стае человеческого детеныша Маугли (Нил Сетхи)? Нет, утверждает главный гопник тропического леса тигр-человеконенавистник Шер-хан. «Он с нами одной крови», – отвечают волки, тем самым накликав на себя беду.

Disney продолжает снимать игровые версии своих мультшедевров (позади «Золушка», впереди – «Красавица и чудовище») – впрочем, в случае «Книги джунглей» речь следует вести о смешанной технике: понять, где здесь заканчиваются первоклассные цифровые эффекты и начинаются реальные джунгли, невозможно. Уровень технологий поражает взгляд – созданные на компьютере говорящие звери неотличимы от живых. 

К чести Джона Фавро и Disney, этот странный эффект они пускают фильму на пользу – основным генератором киноэнергии здесь оказывается правдоподобный подход к выживанию в тропических условиях. Лучшие, самые эффектные сцены «Книги джунглей» работают, не смейтесь, почти как хоррор: вот Маугли попадает в сокрушительный трафик бегущего стада буйволов, вот срывается в пропасть, а вот, наконец, сходится в схватке с тигром-людоедом; каждый раз инстинктивно вжимаешься в кресло. Своих целей фильм в эти минуты достигает, превращаясь из сказки в натуралистичный, тревожный и эффектный триллер. Вряд ли, конечно, Киплинг мог бы предположить такое прочтение своей поучительной аллегории – но, видимо, именно такую «Книгу джунглей», не реже напоминающую «Выжившего», чем «Короля льва», избалованный современный зритель и заслуживает.

Пэн: Путешествие в Нетландию (реж. Джо Райт, США, 2015)

Историю Питера Пэна уже не раз переосмысляли на новый лад — включая «Крюк» Стивена Спилберга, где Робин Уильямс играл повзрослевшего мальчика, который вообще-то отказывался взрослеть, и «Волшебную страну» с Джонни Деппом в роли писателя Дж. М. Барри. Теперь же режиссер «Анны Карениной» Джо Райт в своем первом семейном фильме живо рассказывает предысторию детской классики — воображая, как именно Питер (Леви Миллер) стал Пэном.

Некоторые персонажи совпадают (впрочем, обходится без семьи Дарлингов), но Райт задействует новый сюжет — который уделяет особенное внимание тому, кем были родители Питера и почему они оставили его в мрачном приюте. 

«Пэн» то и дело переключается между военным Лондоном 1940-х и красочной, будто бы нарисованной анархистом-мегаломаном Нетландией. Именно в этом сказочном мире обитают остальные персонажи. Вот похищающий детей пират Черная борода (Хью Джекман), театральный, непредсказуемый гранд-злодей, появляющийся в кадре под «Smells Like Teen Spirit» Nirvana. Вот Джеймс Хук (Гаррет Хедлунд), еще не капитан (всему свое время), который раздражающе энергичен и выглядит молодым Индианой Джонсом. А вот Тигровая Лилия (Руни Мара), спокойная, сильная, наверняка будущая любимица маленьких девочек. Она возглавляет возможное только в ХХI веке пан-национальное племя, конгломерат рас и цветов — от викторианской кожи детища Барри Райт отказывается так же смело, как и от его сюжета.

Под леденцовой оболочкой этого фильма обнаруживается довольно лобовое мессианство для самых маленьких: потерянную маму Питера, конечно же, зовут Мэри (Аманда Сейфрид во флэшбеках). «Пэн» искрит интересными идеями. Не все они приживаются, но в итоге выходит бодрое и красиво снятое приключение — которое не только удивляет свою юную аудиторию, но и не боится ее немного припугнуть.

Лэсси (реж. Дэниэл Петри, США, 1994)

Семья, состоящая из отца, его двоих детей и его второй жены (первая умерла), переезжает из Балтимора в живописнейшее место в штате Вирджиния, где дедушка — отец умершей жены — владеет заброшенной фермой. По дороге они подбирают великолепную собаку колли и называют ее Лэсси. Сначала выросший в городе на "металле" и MTV пацан рвется обратно в город, но вскоре очарованный красотой природы и не без влияния собаки и симпатичной одноклассницы решает остаться. Сыграл роль и найденный им дневник матери, в котором та записала когда-то, как мечтает основать здесь настоящую ферму. Этим и решили заняться новоявленные фермеры. Лэсси им помогает. Она спасает мальчика от волка, охраняет овец от злого соседа-богача, а под конец совершает настоящий подвиг. Очень добрая картина.

Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф (реж. Эндрю Адамсон, 2005)

Все три самые продаваемые сказки ХХ века представлены в киноформате. Согласно рейтингам продаж «Хроники Нарнии» как раз вклиниваются между «Гарри Поттером» и «Властелином Колец». Да и вообще с Толкиеном автора «Хроник» Клайва Льюиса объединяют дружба и дальнейшая ссора, а Джоан Роулинг и вовсе честно признается, что вдохновлялась историей Нарниии, даже частей в их эпопеях одинаковое количество: семь.

Бывший аниматор и автор «Шрека» Эндрю Адамсон сразу взялся за вторую хронику, благо общим сюжетом они не связаны. (Что, кстати, позволит не беспокоиться о неизбежном взрослении юных актеров.) Четверо юных героев, братья и сестры, уезжают подальше от военных действий, в загородный дом дядюшки. Забравшись в шкаф, дети проходят в волшебный мир Нарнию, мир греко-римской мифологии с христианской основой и множеством говорящих зверей. Вечно зеленая Нарния заморожена злой колдуньей (Суинтон), и только насквозь компьютерный лев с подозрительным именем Аслан сможет вместе с нашими героями разрушить чары.

Естественно, кино освободило «Хроники» от всех сложносочиненных подтекстов, которыми Льюис нагрузил свою сказку. Не осталось ни интеллигентских раздумий о результатах Второй мировой, ни наивно-богословских разъяснений основ христианства для самых маленьких (в виде жертвоприношения Аслана). И в этом смысле «Хроники», пожалуй, честнее и «Властелина Колец», и «Поттера»: они действительно выточены под большую детскую сказку, которая обходится без отдельных «бонусов» для родителей. Хотя взрослые из природного любопытства, разумеется, пойдут высматривать, на что же можно потратить нешуточные 200 миллионов.

Малефисента (реж. Роберт Стромберг, США, 2014)

В Анджелине Джоли всегда было что-то готическое. Она будто сознательно отказывалась играть милых инженю, последовательно появляясь в ролях воительниц-брюнеток в пистолетом в руке, снимаясь для обложек мужских журналов полуобнаженной, демонстрируя многочисленные татуировки и рассказывая в интервью о любви к холодному оружию.

Последние годы жанр голливудского блокбастера на основе бессмертных старых сказок не стоял на месте. В 2011-м восходящая звезда Эмили Браунинг снялась в эротической драме «Спящая красавица», почти все экранное время лежа в публичном доме в отключке от сильного наркотика. Затем помпезная экранизация «Белоснежка и охотник» с оскароносной дивой Шарлиз Терон в роли мачехи. Публика оказалась готова принять новую героиню — злодейку, действиям которой можно найти оправдание, и Джоли этим воспользовалась так, как она умеет, сыграв эффектную женщину, одержимую местью.

Естественно, для этого пришлось изменить классический сюжет. Малефисента не просто озлоблена тем, что ее не пригласили на крестины. Предыстория показывает дружбу-любовь маленькой летучей феи с мальчиком Стефаном, который потом предал ее. Когда Стефан становится королем и женится, сцена с проклятием Малефисенты оказывается местью брошенной женщины, которая позже постепенно начинает очаровываться дочерью любимого мужчины, пока та растет вдали от спрятанных веретен.

Выступившая в роли продюсера Джоли и дебютант в режиссуре Роберт Стромберг, ранее отвечавший за спецэффекты «Золотого компаса» и «Голодных игр», переделали и финал: не Малефисента превращается в огнедышащего дракона и вовсе не от поцелуя принца просыпается Аврора. Потому что настоящую любовь, как будто говорит нам с экрана Джоли, может испытывать только зрелый человек, сменивший погони со стрельбой на экологическую сказку о жизни без алчных людей в волшебном лесу.