Москва
Москва
Петербург
Ольга Свиблова: «Позора не будет»

Ольга Свиблова: «Позора не будет»

Накануне открытия Русского павильона на традиционной Венецианской биеннале вновь вспыхнули споры: что же нам предстоит — традиционный позор или, наконец, удастся хоть немного погордиться «своими» художниками, которых в этом году опять много — целых семь человек.
Художники, представляющие Россию на Венецианской биеннале

Многие страны, как правило, предоставляют павильон одному художнику: Британия в этом году покажет Стива Маккуина, США — Брюса Наумана, Франция — Клода Левекье и так далее. Почему у нас опять «коммунальная квартира»?

Опять этот вечный дурацкий вопрос… Потому что Я ТАК СЧИТАЮ! В мире существует огромное количество стереотипов. Причем относится это не только к искусству, но к чему угодно — например, к жарке банальных котлет. Сколько существует рецептов их приготовления, кто-нибудь считал? Провалиться можно и с одним художником, а выиграть — с десятью. Для оценки работы любого куратора существуют объективные параметры: международная пресса, на сколько международных проектов ангажирован художник после показа на биеннале и возросла ли стоимость его работ. Так вот, в прошлый раз, впервые после 1993 года, когда была показана инсталляция Ильи Кабакова, мы получили огромное количество международной хвалебной прессы, стоимость работ представленных художников выросла в разы, все получили интересные музейные предложения. А тогда тоже меня ругали за коллективизм!

Вы прямо держитесь за этот коллективизм руками и ногами…

Да не количество квадратных метров определяют художника, хотя каждый из них, конечно, стремится именно к этому. В этом году мы по-другому организовали пространство павильона. Думаете, мне не присущи сомнения? Сначала я хотела показать наших патриархов — Эрика Булатова или Володю Янкилевского. Но состояние нашего павильона таково, что выставлять музейные работы там невозможно. Просто преступление везти большие холсты в мокроту. Потом я хотела отдать целый павильон Боре Орлову. Но везти деревянные скульптуры в помещение, в котором не выведен грибок, тоже преступно. Когда я попала впервые в этот павильон, обнаружила, что бомжи жгли на полу костры, и здание не сгорело лишь потому, что оно мокрое и пропитано грибком — сырость победила огонь.

Вы говорите, что шли от пространства…

И идеи. Я внимательно изучила установки нынешнего куратора Даниеля Бирнбаума, который задал тему «Создавая художественные миры». Наши художники — Корина, Острецов, Пепперштейн, Молодкин, Журавлев, Шеховцов и Каллима — показывают разные миры, выполненные в разных техниках с разным художественным сознанием, при этом они не только дополняют друг друга, но и удачно работают на контрастах.

А визуально они не поубивают друг друга?

Они не могут убить друг друга в принципе. Мне кажется, получилась удачная комбинация, об успехе которой можно будет судить в первые два дня, 3—4 июня, когда придут випы и пресса. Конечно, определенный риск есть — представьте, что будет, если какое-нибудь бревно в инсталляции Гоши Острецова на пару сантиметров не сойдется с другим, все рухнет. Или если нам не удастся подвести необходимое количество киловатт (нам нужно 50, а павильон рассчитан на 12). Или какой-нибудь сенсор в последний момент все замкнет. Но я абсолютно точно заявляю, что, если все сложится удачно, ни один проект не забьет другой, потому что каждый имеет собственное пространство и изолирован от остальных.

Еще, конечно, вам наверняка достанется за то, что два художника узнали об участии в биеннале за два месяца до дедлайна, а работу Шеховцова, которую он делал специально для фасада, запретили устроители…

Я долго сомневалась и по поводу Кориной, и по поводу Шеховцова. Мы находились с ними в процессе обсуждений, хотя прямые предложения были сделаны за четыре месяца. Уверена, этого времени вполне достаточно — художники, как студенты перед сессией, все делают в последний момент. И временной фактор — всегда отмазка. Алеше Каллиме я предложила участвовать в биеннале два года назад, и проект он придумал очень быстро, а полтора года — ни с места. И никакими силами — ни палкой, ни пряником, ни тем, что сняли ему мастерскую, в которой он потом отказался работать, — сдвинуть его с мертвой точки было невозможно. Как правило, проекты, над которыми работаешь годами, не получаются — теряется какая-то энергетика. Иногда специально надо сказать в последний момент, чтобы получить хороший результат.

Ну а работа на фасаде неужели не была изначально согласована?

Нам разрешили задействовать фасад, но, когда привезли конкретную работу, оказалось, что именно в этом месте именно эту работу вешать опасно. Так что она будет висеть на другом фасаде — больше того, мы для нее строим специальную стенку. Получится даже более выигрышно, потому что основной фасад очень «замусорен» всякими архитектурными элементами. Но в целом я результатами работы всех художников довольна. А что касается упреков… Нет куратора, который мог бы угодить всем, — это абсурд.

29 мая 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация