Лучшие фильмы про космос фантастика

Лучшие фильмы про космос в жанре «фантастика»

  13 июля 2016
9 мин
Лучшие фильмы про космос в жанре «фантастика»

Фильмы о космосе дарят зрителям зрелищность, завораживают масштабностью проблем, которые вынуждены решать герои, удовлетворяют наше любопытство к чему-то, находящемуся за пределами привычного мира и известной вселенной. Впрочем, как писал Станислав Лем в романе «Солярис», человеку не нужен космос, человеку нужен человек. Ведь даже в лучших фантастических романах и фильмах мы следим за взаимоотношениями героев, за развитием персонажей и их взаимодействием с миром. Time Out представляет свой список, топ лучших фантастических фильмов про космос, которые были выпущены на экраны за все время существования кино.

Звездные войны (реж. Джордж Лукас, 1977)

В ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер 
Лучшая цитата: «Используй Силу, Люк».
Главная идея: Выбрать сложно. Но лазерные мечи — это реально выдающаяся штука.
 
Шедевр поп-культуры, который изменил всю киноиндустрию, — выход фильма был, по сути, рождением феномена блокбастера. «Звездные войны» перезагрузили сам жанр кинофантастики, собрав такую кассу, что все студийные продюсеры буквально захлебнулись от зависти. И, конечно, невозможно представить, что чувствовали в то судьбоносное лето подростки, привыкшие к суровому мрачняку типа «Роллербола» или «Побега Логана». 
 
Создатель этого колосса Джордж Лукас был ремесленником, смотревшим не только перед собой, но и за горизонт. Неудивительно, что эти качества и этот характер были так удачно перенесены на планету Татуин, где другой юноша, застрявший, кажется, на всю жизнь в пыльном углу Галактики и мечтающий максимум о поездке на соседнюю космостанцию за трансформаторами, вдруг обретает судьбу, полную невероятных испытаний и мифологического величия. Благодаря «Звездным войнам» на свет появились миллионы новых игрушек и, что еще важнее, миллионы новых фантазий.
 
Сейчас, по прошествии стольких сиквелов и приквелов, уже почти невозможно восстановить то ощущение свежести, которым дышало все, что делал Лукас. Для многих его имя стало синонимом передозировки трилогиями, но мы всегда будем помнить именно эту картину, внезапно вернувшую кино его первородное волшебство.

 

Империя наносит ответный удар (реж. Ирвин Кершнер, 1980)

В ролях: Марк Хэммил, Харрисон Форд, Кэрри Фишер
Лучшая цитата: «Люк, я твой отец!»
Главная идея: Сила (буддизм, помноженный на нью-эйджевскую мистику).
 
Недавно читатели журнала Empire выбрали лучшим фильмом всех времен первый сиквел «Звездных войн». Мы бы не стали идти так далеко. Но с тем, что «Империя» — чудесный фильм, мы полностью согласны. Это практически пример из учебника — как взять успешную, но очень простую формулу сай-фая и превратить ее в нечто философское, эмоциональное и, главное, приводящее зрителя в совершенно детский восторг. Первый и последний раз за всю историю «Звездных войн» заявленное вслух намерение Джорджа Лукаса соединить научную фантастику с героическим пафосом фильмов 1940-х принесло плоды. Да, исходный сценарий Ли Брэкетт (написавшей, в частности, сценарий «Глубокого сна» Говарда Хоукса) был существенно переписан Лукасом и рерайтером Лоренсом Касданом, но ее старомодная чувственность все равно пронизывает весь фильм. Та химия, которая происходит в кадре между Харрисоном Фордом и Кэрри Фишер, вполне сравнима с тем чувственным напряжением, что возникало когда-то между Хамфри Богартом и Лорен Бэколл.
 
В «Империи» выдержан идеальный баланс между зрелищностью, персонажами, юмором и сентиментальностью. В ней есть сражения и столкновения с астероидами, духовное пробуждение и романтика плюс двойной удар финала — самопожертвование Хана Соло и шокирующее признание Дарта Вейдера (один из самых крутых сюжетных твистов в истории кино). В принципе, возможно, читатели Empire не так уж и неправы.

 

Чужой (реж. Ридли Скотт, 1979)

В ролях: Сигурни Уивер, Джон Херт, Иэн Холм
Лучшая цитата: «Мне нравится его чистота. Оставшийся в живых, не замутненный совестью, раскаянием или иллюзиями морали».
Главная идея: Аттракционом может стать не только космическое чудище, но и группа напуганных им людей.
 
Космос — это не только гламурные трипы через галактику, удаль лихих покорителей экзотических планет и романтические встречи с сочными инопланетянками, у которых две задницы, четыре груди и кожа цвета огурца. Космос может быть темным, функциональным пространством кошмара — все как у вас на работе! Именно так обстоят дела в ужасающем хоррор-эпосе Ридли Скотта, где трудовой коллектив раздраженных астронавтов сталкивается с одной истекающей ядовитой слюной целеустремленной тварью.
«Чужой» стал фильмом, перевернувшим с ног на голову схему «Звездных войн»: знакомая вселенная, крутые спецэффекты — но все куда реалистичнее, злее и — вы будете смеяться — человечнее.
 
Результат — серый, угрюмый фильм-дуэль, полный гротескного и тревожного фрейдизма (фаллические пришельцы, пульсирующие яйца, компьютер по имени Мать, кошмарные сцены рождения чужих). Скотт дает мастер-класс по нагнетанию кинематографического напряжения, почти весь фильм пряча готическое творение художника Гигера в темноте коридоров корабля Ностромо. Это, по сути, фильм о проклятом доме с привидениями, которому нет равных. Он затягивает — и ты буквально физически чувствуешь, что сам застрял на этом ржавом космическом судне, окруженный истерящими инженерами, андроидами-предателями и монстрами, явившимися из глубин наших самых страшных снов. 

 

Чужие (реж. Джеймс Кэмерон, 1986)

В ролях: Сигурни Уивер, Билл Пэкстон, Майкл Бин
Лучшая цитата: «Мама говорила, что чудовищ не бывает».
Главная идея: В том, что вакуумный шлюз — лучшее оружие против взбесившейся 10-метровой матки Чужих.
 
Даже спустя 30 лет «Чужие» выглядят как нечто невероятное, слишком чудесное, чтобы существовать. Вот как Джеймс Кэмерон, снявший к тому времени всего два фильма, умудрился вдруг сделать самый изобретательный сай-фай всех времен? Откуда взялся этот сценарий, лаконичный и стремительный и в то же время настолько резкий и остроумный, что почти каждая его реплика превратилась в мем? И, главное, как они смогли создать на экране такую убедительную картину другого мира, построить такие стильные декорации и такого классного в своей мерзости монстра — ксеноморфа? И все это на деньги, которых едва бы хватило на одну тележку для 3D-камеры, снявшей «Аватар»?
 
На самом деле в «Чужих» масса заимствований: космические твари, коридоры, корпорации и крутая телка перекочевали сюда из «Чужого», хороший андроид — из «Бегущего по лезвию», армейские разговорчики — из любого фильма про Вьетнам, а наряды и оружие — вообще из детских комиксов. Но Кэмерон не просто использует эти штампы — он развивает, творчески перерабатывает их при каждой возможности: сержант Рипли становится материнской фигурой, которая преодолевает боль потери; андроид Бишоп оказывается хрупким и способным на самоиронию, вполне довольным своей искусственной жизнью; незадачливые космические десантники — не просто пушечное мясо, но полноценные характеры.
 
Никогда больше Кэмерону не удалось повторить этот фокус. В его следующих фильмах есть великие находки, но, как и его предшественник Ридли Скотт, Кэмерон полностью выложился во втором и третьем фильмах. Ели бы «Чужие» и стали его последней работой, они все равно вошли бы в историю как один из самых гладких, цельных экшен-триллеров, который можно пересматривать бесконечно.

 

2001: космическая одиссея (реж. Стэнли Кубрик, 1968)

В ролях: Кейр Дуллеа, Уильям Сильвестр, Гэри Локвуд
Лучшая цитата: «Мне жаль, Дэйв, но, боюсь, я не могу этого сделать».
Главная идея: Компьютер, который свел с ума его собственный софт.

Фильм Стенли Кубрика находится на самом краю сай-фай галактики, эта картина — одно из высших достижений кино. В 1963-м, после великолепного «Доктора Стрейнджлава», Кубрик считался самым умным и расчетливым человеком из всех, когда-либо стоявших за камерой. Неудивительно, что он отважился на беспрецедентный четырехлетний эксперимент, результатом которого стал фильм, полностью соответствующий его высочайшим режиссерским стандартам.
 
Тут все лучшее: поэтическая и интеллектуальная концепция, придуманная легендарным Артуром Кларком, который связал зарю человечества с гранью непознаваемого; декорации и дизайн, впечатлявшие своим реализмом даже сотрудников NASA; неожиданный классический саундтрек, который спровоцировал бум продаж записей с вальсами Штрауса. Вдобавок «Космическая одиссея» с ее конфликтом человеческих амбиций и убийственной автоматики искусственного интеллекта — самая тонкая из всех черных комедий. Для массового зрелища «Одиссея» имела чересчур непонятный финал. В эпоху, когда будущее казалось близким, предсказуемым и прекрасным, Кубрик осмелился предположить, что мы не готовы к нему как биологический вид. Путь вперед лежит через звезды — хватило бы нам только ума, чтобы насладиться их великолепием!

 

Солярис (реж. Андрей Тарковский, 1972)

В ролях: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет
Лучшая цитата: «Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало…»
Главная идея: Инопланетный разум может быть выше нашего разумения.
 
Крис Келвин (Банионис) — убитый горем ученый, все еще скорбящий по давно умершей жене Хари. Проведя полфильма на Земле, в долгом прологе, который заканчивается завораживающим проездом по вполне неземному метрополису (для съемок этого эпизода Тарковский выбил своей группе командировку в Японию), Келвин летит к планете Солярис, на орбитальную станцию, полную оживших мертвецов. Утверждается, что их воскрешает сам Солярис, и Келвин намерен проверить эту гипотезу. Тут в его каюту входит Хари (Бондарчук), как живая, и начинается самое странное и интересное.
 
Этот атмосферный меланхоличный фильм послужил источником вдохновения не только для Стивена Содерберга, снявшего свою версию романа Станислава Лема, но и для эпохальной «Космической одиссеи» Кубрика, с которой «Солярис» и правда часто сравнивают. Но Тарковскому, в отличие от его последователей, было совсем плевать на жанровые каноны. Его больше заботило создание тяжелой гипнотической атмосферы: сама космическая станция с ее гулкими пустыми коридорами похожа на дом с призраками, в котором буквально оживают тяжелые, томительные воспоминания его обитателей.

 

Луна 2112 (реж. Данкан Джонс, 2009)

В ролях: Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Кая Скоделарио
Лучшая цитата: «Мы не программы, Герти, мы люди».
Главная идея: Обойдемся без спойлеров. Но, в общем, речь тут идет о моральных издержках клонирования.
 
Режиссерский дебют Данкана Джонса — тихий и простой камерный фильм о том, как астронавт (Сэм Рокуэлл) ждет отправки домой с лунной базы по добыче ископаемых. В широком смысле это кино о дегуманизирующем эффекте технологий, о монотонности повседневной жизни и убийственной депрессии одиночества. Но «Луна» так насыщена намеками и подмигиваниями в сторону классической фантастики 70-х, что поиск цитат тут превращается в отдельное развлечение. 
 
Джонс при этом старается не усложнять. Он сводит локации фильма к нескольким комнатам базы и паре лунных сцен, ограничивается двумя персонажами (оба сыграны Сэмом Рокуэллом) и закадровым голосом Кевина Спейси (он играет робота). Это очень красивое кино, которое раскручивается медленно, но несет в своем финале острое жало горечи. Нам очень хотелось бы, чтобы и в прочих фантастических фильмах предпочтение также отдавалось идеям, а не взрывам.