Москва
Москва
Петербург
Валентин Смирнитский: «Единственный недостаток — жена-стерва»

Валентин Смирнитский: «Единственный недостаток — жена-стерва»

В сериале «Любовь — не то, что кажется» актер играет крутого бизнесмена, который держит в ежовых рукавицах всю семью.
Ваш герой Алексей Князев хоть и деловой человек, но какой-то уж слишком положительный — где вы видели таких бизнесменов?

А мне именно его положительность и понравилась. Дело в том, что за последние 15 лет я переиграл такое количество отрицательных персонажей — бандитов, аферистов, уголовников, — что для контраста требовался именно такой, как мой Алексей Сергеевич. Умный, тактичный, хороший отец. Он руководит фирмой, в которой работают и главная героиня, и оба его сына. Старается всегда быть в курсе всех проблем, принимает активное участие в судьбе всех своих сотрудников. В реальности таких руководителей, конечно, днем с огнем не найдешь, но ведь стремиться к идеалу никто запрещает. Единственный его «недостаток» — это стервозина-жена в исполнении Анны Самохиной. Да и сыновья, если уж честно, не всегда его радуют. Но он не сдается и пытается все урегулировать, наладить, склеить. Знаете, гораздо проще было бы плюнуть на все и жить в свое удовольствие или с головой уйти в бизнес.

У вас внешность совсем не отрицательного героя, почему режиссеры видели вас именно таким?

Я снимаюсь с 1964 года… Вспомните, в расцвете советского кино героев играли Олег Янковский, Александр Збруев, Борис Щербаков. А я со своей не отрицательной внешностью тем не менее не подходил под типаж положительного героя, поэтому и играл либо забавных легковесных людей в кинокомедиях, либо отрицательных персонажей — белогвардейцев, предателей…

Говорят, что актер — не профессия, а диагноз…

Не зря говорят! Самое главное — научиться релаксировать, иначе крышу может снести, а это уже беда. Сколько таких поломанных судеб я перевидал на своем веку — спивались, умирали от наркотиков, кончали жизнь самоубийством. Нет ничего страшнее, когда сегодня на тебя показывают пальцем и ты везде желанный гость, а завтра никто не узнает. Это настоящая человеческая трагедия. В последних «Мушкетерах» снималось много молодых артистов, которые в профессии без году неделя, а уже «звездят». Ну как объяснить им без нравоучений, что завтра все может измениться?

А вам-то как удалось избежать этого? По-моему, вашего Портоса на руках готовы были носить…

Вся эта история с Портосом меня удивляет. Ведь я там совершенно не похож на себя — такое количество париков, усов, накладок и нашлепок, которые скрывали мою худобу. 30 лет прошло, а все равно узнают! Правда, иногда называют Атосом, и это сразу спускает с небес на землю… От звездности меня в свое время спас театр. Я рано начал сниматься в кино, а в театре меня быстро поставили на место: объяснили, что мне еще учиться, учиться и учиться. Я служил со знаменитыми корифеями, которыми восхищался, боготворил, и они никогда не давали повода усомниться в таком отношении. Им не приходило в голову в Ново-Пердищевске, где кроме старых «жигулей» народ в глаза ничего не видел, требовать розовый лимузин. Конечно, надо уметь отстаивать свои права — профессиональные и финансовые, — но и адекватность в оценке ситуации никто не отменял. Не на голливудских же холмах живем.

А вам бы хотелось жить там?

В тяжелые времена были мысли об эмиграции: я понимал, что там, по крайней мере, всегда могу сесть за руль такси. И у Миши Боярского такие же мысли мелькали. Казалось, что здесь мы никому не нужны. От полнейшего безденежья спасала работа в дубляже. Я озвучил всю золотую диснеевскую серию. В «Томе и Джерри» играл кота, потом были 120 серий про дятла Вуди, где дублировал всех персонажей, кроме самого дятла.

Как-то вы без энтузиазма об этом говорите.

Это хорошая работа, которая, конечно, приносила удовлетворение. Но очень тяжелая и малооплачиваемая. Это сейчас наши медийные лица получают большие гонорары, скажем, за «Шрека». Мы же стояли по восемь-десять часов перед монитором с мелькающими картинками за копейки. По большому счету мультики — это смертельный номер, я потерял три единицы зрения. И как только появилась возможность уйти, ушел не задумываясь.

А бизнесом, подобно вашему Князеву, заниматься не пробовали?

Никогда. Слишком большая ответственность. В свое время мне предлагали поступить на режиссерские курсы, но я и на это не решился. Да и от преподавания отказался — трудно отвечать за кого-то кроме себя.

Чувство ностальгии вам знакомо?

По детству скучаю, по старому Арбату, где родился. Его уже нет, и восстановлению он не подлежит.

А к возрасту как относитесь?

Печально-философски. Мое поколение начинает вымирать. Это грустно, но закономерно: у каждого есть ограничения по времени — кому-то больше отпущено, кому-то меньше. Не знаю, стоит ли доживать до 90, если ты немощен. Я общаюсь с совсем пожилыми людьми и не вижу в них оптимистической радости от того, что они живы.

Если бы у вас была волшебная палочка…

Я вернул бы своего погибшего сына и попросил бы разрешения прожить хотя бы часть той жизни, в которой совершил много ошибок, чтобы попытаться их исправить. Ну и капелька здоровья бы не помешала.

22 мая 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация