Немецкая архитектура
Главное

Немецкая архитектура

  16 ноября 2015
3 мин
Немецкая архитектура

Путеводитель Time Out по немецким местам и событиям в Москве.

После открывшегося в 17–18 веке «окна в Европу» русские цари стали в массовом порядке рекрутировать европейских архитекторов, строителей, учителей и прочих профессионалов для того, чтобы те облагораживали Москву и Санкт-Петербург и передавали свой опыт русским мастерам. И если Петербург больше всего почерпнул от итальянцев, то Москва превратилась из гигантской деревни в современный город во многом благодаря выходцам из Германии. Именно они сформировали так называемый «русский стиль» в архитектуре, основанный на немецкой неоклассике, а таких людей, как Федор Шехтель, мы и вовсе почитаем своими, русскими. Когда «окно в Европу» открылось в начале 90-х, то нам стала доступна и другая современная классика, как, например, узнаваемый в любом поколении благодаря своему лаконичному фамильному дизайну Volkswagen Multivan.

  • 3

    Дом Нирнзее

    Биография русско-немецкого архитектора Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее мало изучена; неизвестны точно ни дата и место рождения, ни дата и обстоятельства смерти. Известно только, что в Москву он приехал вместе со своим братом из Варшавы и стал автором первых московских «небоскребов» (домов выше 8 этажей). Самый известный из них — построенный в 1912–1913 годах «дом дешевых квартир» в Большом Гнездниковском переулке, что звучит довольно комично сегодня, когда даже простая студия в памятнике модерна (и объекте культурного наследия регионального значения) является фетишем для обеспеченных молодых москвичей.

  • 4

    Немецкая слобода

    Название «немецкая слобода» рассказывает больше о нашей культуре, чем о германской, — немцами в то время звали почти всех не говорящих по-русски европейцев. Их гетто в Москве не раз перемещали, последний раз это произошло в 1652 году, когда чужеземцы, среди которых было больше всего выходцев из Германии и Нидерландов, в приказном порядке коллективно заселились в районе Немецкой (ныне Бауманской) улицы. Здесь они построили свои церкви (из которых осталась только позже перестроенная церковь Святых Петра и Павла) и дома. До сегодняшнего дня чудом уцелел только один образец германского зодчества — дом Анны Монс (Старокирочный пер., 6), бывшей любовницы Петра I. Также остатки культурного слоя можно найти на Веденском кладбище в виде памятников и надгробий.

  • 1

    Арсенал московского Кремля

    Прежде чем заложить Северную столицу на берегах Невы, Петр I пытался придать европейский облик Москве и в 1700 году пригласил из Дрездена архитектора и каменных дел мастера Кристофа Конрада для обучения русских каменщиков и строительства Арсенала московского Кремля по «немецкому манеру». Строительство хранилища оружия и музея воинской славы, который поначалу называли «Цейхгауз» (Zeughaus), затянулось на годы, и заканчивали его уже петербуржские немцы Иоганн-Якоб Шумахер и Каспар Москопф. Позже на Арсенал покушались и Наполеон, и участники революции 1917 года, и восстанавливали его московские зодчие, однако он остается памятником немецкого классицизма.

  • 2

    Воспитательный дом (Карл Бланк)

    Воспитательный дом на Васильевском лугу на берегу Москвы-реки — это крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода с длиной фасада по набережной 379 м. Он был построен в 1763 году и послужил приютом для 8000 московских сирот. Своей монументальностью и обособленностью от городского окружения здание создало новые масштабы не только в социальной сфере, но и в области градостроения. С архитектурной же точки зрения Воспитательный дом олицетворяет переход от барокко к классицизму, который переживал строящий его Карл Бланк. Его работу оценили достаточно высоко, чтобы через год сын приехавших в Россию из Германии при Петре I родителей стал главным архитектором московского синода.