Москва
Москва
Петербург
Немецкая архитектура

Немецкая архитектура

Путеводитель Time Out по немецким местам и событиям в Москве.

После открывшегося в 17–18 веке «окна в Европу» русские цари стали в массовом порядке рекрутировать европейских архитекторов, строителей, учителей и прочих профессионалов для того, чтобы те облагораживали Москву и Санкт-Петербург и передавали свой опыт русским мастерам. И если Петербург больше всего почерпнул от итальянцев, то Москва превратилась из гигантской деревни в современный город во многом благодаря выходцам из Германии. Именно они сформировали так называемый «русский стиль» в архитектуре, основанный на немецкой неоклассике, а таких людей, как Федор Шехтель, мы и вовсе почитаем своими, русскими. Когда «окно в Европу» открылось в начале 90-х, то нам стала доступна и другая современная классика, как, например, узнаваемый в любом поколении благодаря своему лаконичному фамильному дизайну Volkswagen Multivan.

  • 3

    Дом Нирнзее

    Биография русско-немецкого архитектора Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее мало изучена; неизвестны точно ни дата и место рождения, ни дата и обстоятельства смерти. Известно только, что в Москву он приехал вместе со своим братом из Варшавы и стал автором первых московских «небоскребов» (домов выше 8 этажей). Самый известный из них — построенный в 1912–1913 годах «дом дешевых квартир» в Большом Гнездниковском переулке, что звучит довольно комично сегодня, когда даже простая студия в памятнике модерна (и объекте культурного наследия регионального значения) является фетишем для обеспеченных молодых москвичей.

  • 4

    Немецкая слобода

    Название «немецкая слобода» рассказывает больше о нашей культуре, чем о германской, — немцами в то время звали почти всех не говорящих по-русски европейцев. Их гетто в Москве не раз перемещали, последний раз это произошло в 1652 году, когда чужеземцы, среди которых было больше всего выходцев из Германии и Нидерландов, в приказном порядке коллективно заселились в районе Немецкой (ныне Бауманской) улицы. Здесь они построили свои церкви (из которых осталась только позже перестроенная церковь Святых Петра и Павла) и дома. До сегодняшнего дня чудом уцелел только один образец германского зодчества — дом Анны Монс (Старокирочный пер., 6), бывшей любовницы Петра I. Также остатки культурного слоя можно найти на Веденском кладбище в виде памятников и надгробий.

  • 1

    Арсенал московского Кремля

    Прежде чем заложить Северную столицу на берегах Невы, Петр I пытался придать европейский облик Москве и в 1700 году пригласил из Дрездена архитектора и каменных дел мастера Кристофа Конрада для обучения русских каменщиков и строительства Арсенала московского Кремля по «немецкому манеру». Строительство хранилища оружия и музея воинской славы, который поначалу называли «Цейхгауз» (Zeughaus), затянулось на годы, и заканчивали его уже петербуржские немцы Иоганн-Якоб Шумахер и Каспар Москопф. Позже на Арсенал покушались и Наполеон, и участники революции 1917 года, и восстанавливали его московские зодчие, однако он остается памятником немецкого классицизма.

  • 2

    Воспитательный дом (Карл Бланк)

    Воспитательный дом на Васильевском лугу на берегу Москвы-реки — это крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода с длиной фасада по набережной 379 м. Он был построен в 1763 году и послужил приютом для 8000 московских сирот. Своей монументальностью и обособленностью от городского окружения здание создало новые масштабы не только в социальной сфере, но и в области градостроения. С архитектурной же точки зрения Воспитательный дом олицетворяет переход от барокко к классицизму, который переживал строящий его Карл Бланк. Его работу оценили достаточно высоко, чтобы через год сын приехавших в Россию из Германии при Петре I родителей стал главным архитектором московского синода.

16 ноября 2015
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация