Москва
Москва
Петербург
Фестиваль «Золотое подполье 80-х»

Фестиваль «Золотое подполье 80-х»

В этот раз подтвердить золотой статус призваны четыре группы из когорты «новых романтиков».
В мае 2008-го фестиваль «Золотое подполье 80-х» продемонстрировал, что золотые подпольщики со временем не растеряли свой блеск и идей у них хватит еще надолго. В этот раз подтвердить золотой статус призваны четыре группы из когорты «новых романтиков».

Чт 28 мая, 19.00, ТКЗ «Дворец на Яузе»






















За что гоняли советских рок-музыкантов «Альянс»

Тогда: «Альянс» благодаря изумительному вокалу Игоря Журавлева и хитам «На заре», «Дайте огня», «Фальстарт» стал практически нашей A-Ha, а также создал лекала для многих других московских групп советского периода: максимально изощренный мелодизм плюс минимум агрессии. Агрессию, впрочем, испытывала на себе сама группа, и в период андроповских гонений распалась. После этого было несколько ревайвалов с разными инкарнациями, от фолка с Инной Желанной и Сергеем Старостиным до биг-бита.

Сейчас: Группа ведет полуофициальное существование, а участники разбежались по сайд-проектам. Журавлев играет вместе с белорусской девушкой Treya, также существует формация, известная под названием «НРГ».


«Мегаполис»

Тогда: «Мегаполис» — самая классическая софт-роковая группа московской рок-лаборатории и ключевая фигура российской «новой романтики». Благодаря «Москвичкам», «Рыбарям», «Утру» группа стал одним из символов музыкальной Москвы. Впрочем, со временем музыканты отошли как от канонов «новой романтики» жанра, так и от самоидентификации андерграундных артистов, и вошла в первый эшелон российских рок-групп.

Сейчас: Германофил и меломан Олег Нестеров — самый неуемный человек из аффилированных с отечественной музыкой. Он регулярно выступает с «Капеллой берлинских почтальонов» и в рамках «Мегаполиса», продюсирует лучших наших музыкантов на лейбле «Снегири», пишет книги, читает лекции и ведет телепередачи. Уфф!.. «Мегаполис» долго не выступал с концертами, но сейчас у «Мегаполиса» нерастраченных идей больше, чем у дурака фантиков, а в текущем году группа выпустит первый за 12 лет альбом. «Николай Коперник»

Тогда: Мультижанровый гений Юрий Орлов шокировал тогдашнюю публику атональными экспериментами и удивительной прозрачностью и легкостью саунда. Даже к размытому понятию «ньювейв» творчество «Николая Коперника» не отнести: там были и арт-рок, и психоделика, и постмодернистские вытребеньки (спеть целый альбом на сборник стихов северных народов, посвященный 60-летию СССР, и назвать его «Родина» и в наши пресыщенные времена могло бы потянуть на мощную контркультурную провокацию).

Сейчас: О «Николае Копернике» не было слышно лет пятнадцать, пока неожиданно для всех группа не возродилась к 20-летию «Родины». Музыканты исполняют на концертах свои хиты «Дымки», «В пространстве», «Ослепленные от солнца» и многие другие. Практически каждое выступление «НК» становится событием в культурной жизни Москвы. «Оберманекен»

Тогда: Певцы эротического декаданса Евгений Каланчев и Анжей Захарищев фон Брауш пришли в музыку из театральных кругов (вернее, их из этих кругов выгнали, потому что их «Театр театров» был запрещен властями). Почувствовав себя чуть ли не героями «Фабрики» Уорхола, «Оберманекены» как в форме, так и в содержании мешали наследие Бунина, Брехта, Брайана Ино и де Сада. Благодаря блестящей экзистенциальной поэзии эти «новые романтики» стали любимцами столичных меломанов. Впрочем, и красавицы из числа московской богемы тоже не обделяли статных «Оберманекенов» вниманием.

Сейчас: В 90-е группа поехала искать счастья в США и Европу, они играли на сцене берлинского Метрополя с Ником Кейвом и Бьорк, в CBGB — с Nirvana и Pearl Jam. «Оберманекен» заряжались у иностранных музыкантов творческой энергией; в 1997-м вернулись, чтобы записать «Магнетизм», пластинку, которая в 2000-м восхитила тех немногих, кто ее послушал. С концертами выступают крайне редко.

За что гоняли советских рок-музыкантов

Тунеядство
Статьей 209 УК РСФСР тунеядство определялось тремя формами: бродяжничество, попрошайничество, ведение иного паразитического образа жизни. Под последний пункт попадали все не работающие в санкционированной государством форме. Рок-музыканты числились сторожами и дворниками, чтобы избежать обвинений в нетрудовых доходах.

Отсутствие правовой формы
Вокально-инструментальные ансамбли должны были быть официально зарегистрированными коллективами с профессиональными музыкантами и утвержденным худсоветами репертуаром. На такое рокеры пойти не могли, за что и страдали.

Незаконное предпринимательство
Из предыдущего пункта следовало, что неофициальные группы получали кассовые сборы незаконно. А это статья УК РСФСР 162.4 — до двух лет. Музыканты пытались всячески официализироваться, но получалось не всегда.

Хулиганство
«Это что, серьга?» — «Да». — «А ну сними!» — «Зачем?» — «Некрасиво». Бананана тогда отвели в милицию и побили. Но не только вызывающий внешний вид подпадал под «нарушение общественного порядка»: знаменитые квартирники часто мешали соседям спать.

Идеологическая вредность
В 1983 году генсек Черненко выступил с докладом «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии». После этого и началась новая волна гонений на рок-музыкантов, на этот раз уже по признаку идеологической вредности, были составлены даже черные списки запрещенных групп.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация