Москва
Москва
Петербург
Кристофер Нолан: «Меня пугала эмоциональность “Интерстеллара”»

Кристофер Нолан: «Меня пугала эмоциональность “Интерстеллара”»

Режиссер самого амбициозного блокбастера года — космической экооперы «Интерстеллар» — рассказал о том, для чего нужны артисты калибра Макконахи и Хэтэуэй и есть ли жизнь после Кубрика.

В киноиндустрии Кристофер Нолан олицетворяет культурологический термин «ноубрау» — его фильмы одинаково сильно любят как аудитории мультиплексов, так и серьезные синефилы. Именно 44-летний британский режиссер своей бэтменовской трилогией «Темный рыцарь» поменял правила игры в мире комиксных адаптаций, причем сделал это, сохранив и интеллигентское позерство, и визуальную изощренность своих ранних фильмов «Помни» и «Бессонница». Вышедшим в 2010-м «Началом» Нолан доказал, что стомиллионная фантастика может быть не только популярной, но и умной, а теперь «Интерстеллар» и вовсе развивает эту максиму до космических масштабов, рассказывая головоломную, эпическую историю, в которой Мэттью Макконахи и Энн Хэтэуэй играют астронавтов, ищущих новую планету для гибнущего на Земле человечества.

Рецензию на фильм «Интерстеллар» читайте здесь

— Ваши фильмы сняты с уверенностью, что среднестатистический зритель не так глуп, как считают в маркетинговых отделах голливудских студий. Вы чувствуете ответственность перед аудиторией?

— Более чем! Другие режиссеры убили бы за те возможности, которые предоставляют мне. Поэтому нужно ими пользоваться не бездумно. Я считаю, что, пока в твоей работе есть искренность, непритворное желание что-то изменить, люди будут относиться к ней с уважением. Мое отношение к аудитории очень примитивно. Я и есть аудитория. Все мы и есть аудитория. И каждый раз, когда на встрече или в студии начинается разговор о нас и них, я еле сдерживаю смех.

— Работая над «Интерстелларом», вы знали, фантастику какого типа вы точно не хотите снимать?

— Вообще-то нет. Иногда я думаю в этом направлении — о том, чего бы хотелось избежать. Но в случае «Интерстеллара» важнее было думать не о том, чего я не хочу делать, а о том, как добиться убедительности. Вот, например, в начале фильма есть сцена, в которой космический корабль состыковывается с кольцевым модулем другого звездолета, и мы снимаем ее с вниманием к каждой детали процесса. Вообще есть два типа фантастических фильмов. В первом механика фантастического действия многосложна и опасна, и зрителя бросают внутрь этого механизма, всех его шестеренок, болтов и гаек. В другом ему просто показывают космический корабль, а дальше тот стремительно совершает сверхпрыжок куда-то в глубины Вселенной. Оба подхода имеют право на жизнь, но мне ближе первый, и я считаю нужным показать аудитории, какого рода путешествие их ждет.

— Опасались чего-нибудь, снимая «Интерстеллар»?

— Знаете, я так обожаю классическую фантастику начиная с «2001: Космическая одиссея», что взяться за тот же жанр было сколь увлекательно, столь же и мучительно: как подобное кино можно переплюнуть? К тому же меня страшила эмоциональность «Интерстеллара», при этом очень важная для фильма. Я написал целый монолог о природе любви для Энн Хэтэуэй, перечитал его и подумал: «Нет, это лучше вырезать, я в ужасе и не понимаю, как вытянуть этот эпизод». В итоге Энн произносит его в кадре — и это центральная сцена. Вот для чего нужны по-настоящему большие артисты! «Интерстеллар» и правда не скрывает своих чувств — у меня же из-за жанров, в которых я работал раньше, выработалась привычка приглушать эмоцию фильма, сохранять немного театральную отстраненность. Здесь же это было невозможно. Одна из сцен с Мэттью Макконахи и вовсе душераздирающая, на мой вкус. В моих фильмах ничего подобного прежде не было.

— Как «Интерстеллар» соотносится с «2001: Космическая одиссея»? Фильм Кубрика явно на вас повлиял.

— Скажем так, тень «Космической одиссеи» в разной степени затмевает все, что снимается в этом жанре. Она гнетет тебя, но и вдохновляет. И да, снимая «Интерстеллар», я пытался воссоздать чувства, которые испытал семилетним ребенком, когда смотрел перевыпущенную в прокат «Одиссею» с папой в одном из лондонских кинотеатров. Это чувство неотмирности. Этот масштаб. Глупо было бы притворяться, что «Космической одиссеи» не существует. Поэтому, да, я оглядывался на нее, конечно.

— А на «Гравитацию» Альфонсо Куарона? Она же вышла, как раз когда вы снимали собственный фильм.

— О, я в прошлом году ужинал с Альфонсо незадолго до оскаровской церемонии и заговорщицки признался ему, что, наверное, остался последним человеком на планете, не посмотревшим «Гравитацию». Я сказал ему: «Не могу смотреть другой крутой сай-фай, пока снимаю собственный». И до сих пор его не видел — надеюсь сделать это через пару месяцев, когда «Интерстеллар» прокатится по миру.

— То есть вы умерили привычку смотреть все, что только можно?

— Какое там! Но в процессе работы над своим фильмом я не могу смотреть новые фильмы, да и на старых редко получается сосредоточиться. Но, когда эпопея с «Интерстелларом» закончится, поверьте, восполню все пробелы.

— Ваши четверо детей не бухтят из-за вашей одержимости кино?

— Мои дети — невероятно хорошие кинозрители. Они видели уйму классического кино, и я открыл им многие великие фильмы. Боюсь только, что нечаянно взрастил поколение будущих кинокритиков.

— Разве это плохо?

— Для режиссера? Еще как! Не хочу показаться противником жанра рецензии, но вы себе только представьте отношения кинематографиста-родителя и критика-ребенка!

— После успеха «Темного рыцаря» фильмам по комиксам нет конца и края. Вы осознаете, что породили монстра?

— Ха! Да, я люблю работать на этом поле и надеюсь, что внес в него свой вклад. Понимаю, что в какой-то степени мы спровоцировали бум комиксов в кино, и Голливуд, как мы знаем, теперь будет выдавать их, пока не добьется перенасыщения. Но, к счастью, Зак Снайдер сейчас сводит Бэтмена и Супермена вместе («Бэтмен против Супермена» выйдет в 2016 году. — Прим. Time Out), так что одним отдельным кино меньше! Если же серьезно, то вал комиксов на экране даже пугает — Marvel и DC Comics только наращивают обороты. С другой стороны, как и у любого другого жанра, вестерна например, у кинокомикса бесконечные возможности. Мне он никогда не казался ограниченным — иначе я бы с ним десять лет не проработал. Так что главное — не отбить у аудитории аппетит к такому кино, вкладываться и в другие жанры тоже.

— Поэтому вы не станете снимать еще один фильм для DC Comics или Marvel?

— У меня был прекрасный опыт с супергеройским жанром, многое в нем удалось раскрыть и осознать, но я и так уже потратил на него целых десять лет своей жизни и с трудом представляю себе возвращение к нему. Но никогда не говори никогда.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация