Москва
Москва
Петербург
2012 — обновленный «Гоголь-центр», мода на барбершопы и самодельные наливки

2012 — обновленный «Гоголь-центр», мода на барбершопы и самодельные наливки

Кирилл Серебренников приходит в «Гоголь-центр»

Департамент культуры Москвы с 2011 года начал заключать контракты на художественное руководство центральными театрами с режиссерами нового поколения. Первым Миндаугас Карбаускис возглавил Театр им. Вл. Маяковского. А в августе 2012-го было объявлено о назначении Кирилла Серебренникова художественным руководителем Театра им. Н. В. Гоголя. Он сразу предложил отказаться от старого репертуара и сделать театр проектным центром с меняющимися резидентами. Первыми были приглашены  «Седьмая студия» — выпускники курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ, студия SounDrama Владимира Панкова и хореографическая компания «Диалог Данс». Гоголевская труппа разволновалась крайне, решив, что ее выгонят из родного дома. Но скандалы за полгода улеглись. И сейчас в новых спектаклях «Гоголь-центра» актеры Театра им. Н. В. Гоголя играют главные роли в органичном партнерстве с учениками Серебренникова. В след за театром «Практика» «Гоголь-центр» открыт для москвичей не только по вечерам. Там работают кафе, дискуссионный клуб «Гоголь+», где проходят лекции, показы видеоверсий спектаклей ведущих мировых режиссеров, причем не только современных, в клубе «Гоголь-кино» показывают не дошедшие до российского проката фильмы, фойе отдано художникам. Осенью 2014 года большой зал закрывается на капитальный ремонт, после которого обещает вернуться одной из лучших площадок города.

«Камчатка»

В сентябре 2012 года помпезный Кузнецкий Мост неожиданно получает нового шумного постояльца. Ресторатор Аркадий Новиков остроумно вписал между своим уставшим от гламура Vogue Cafе и неприступными витринами ЦУМа совершенно хулиганский пивбар «Камчатка»: столики-стоячки со столовскими подносами, пиво из крана и водка проверенного качества, салаты, щедро умащенные майонезом, сосиски с зеленым горошком и «Ласковый май», несущийся из колонок, — такой вдохновенной и точной стилизации под советское ретро Москва еще не видела. Ажитацию тогда крохотная «Камчатка» вызвала нешуточную: критики всерьез объявили ее наивысшим из новиковских достижений, серьезные дяденьки в костюмах бросали на стоянке у Vogue Cafе свои «Бентли», чтобы изменить насиженным «воговским» диванам с «камчатской» селедкой под шубой и пол-литрой. Иностранцы валили стаями в двери бара, сначала восхищаясь русской бесшабашностью, а после искренне горюя о подрезанном в толпе кошельке. Даже ориентированные на гостей из-за границы хостелы определяли свое месторасположение не расстоянием от Кремля, а близостью к «Камчатке». Спустя два года, когда ностальгический туман слегка рассеялся, можно утверждать, что «Камчатка» не только очеловечила центр города, но и вернула интерес полузабытому московскому жанру рюмочных — не заплеванных и бомжеватых, а чистеньких и компанейских вроде «Лесоруба», к которым благоволят не пропойцы, а хипстеры.

Кавказский тренд и мода на хинкали

В каких хинкали самый ароматный бульон, а у каких самые ровные складочки и сочный фарш — кажется, что начиная с 2012-го все только и спорят, что об этом. Кроме того, каждый второй знает, что квари — это огромные мегрельские вареники с сулугуни, которые варят в соленом молоке. Что честные повара делают гебжалию вручную, как дома, а не покупают на рынке готовые рулеты. И что у нас не найти чабреца кондари, настоящего хмели-сунели и правильного дробленого красного перца. Конечно, в Москве и раньше любили «У Бурчо», встречались с друзьями в «Чито-Ра», ходили в «Маму Зою». Да и всегда было хорошим тоном иметь про запас несколько секретных адресов на эту тему и делиться ими только в том случае, если уверены, что не набегут и не испортят. Но только сейчас начинает множиться армия грузинских ресторанов и хинкальных, которые стряхнули со своих рецептов пыль времен, а со стен убрали репродукции Пиросмани. Ведь еще два года назад благодаря кафе «Хачапури» стало понятно, что лобио, чанахи и оджахури вовсе не обязательно подавать в окружении кувшинов, ковров и птиц в клетках. У грузинских ресторанов может быть современное лицо и европейский имидж.

Настойки и наливки

В 2012 году самодельные настойки и наливки превращаются в обязательный пункт программы для заведения, которое хоть сколько-нибудь претендует на гастрономические смыслы. Бурбон настаивают на черносливе, джин  — на черной смородине, ром — на апельсине, водку — на фейхоа, виски — на кураге, кальвадос — на апельсине и так далее. Высший пилотаж — обзавестись наливками сразу на все буквы алфавита, как полагалось в старину всякому гурману-помещику. Трудно не пуститься во все тяжкие, экспериментируя не только со вкусами, но и с собственным организмом. Впрочем, домашней выделки наливки с настойками оказываются хороши не только сами по себе, но и в качестве решающего ингредиента для множества коктейлей, что еще в 2010-м успешно доказывает Ланкин в Delicatessen.

Pussy Riot

Панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя, вернее его обсуждение и осуждение отвлекли страну (и отчасти мир) от всех других дел. В поддержку девушек высказались мировые знаменитости уровня Пола Маккартни и Мадонны.

Цирюльни и брадобреи как культурное явление

В 2012-м московские мужчины, молодые и не очень, дружно избрали ролевыми моделями канадского ретролесоруба и американского ретроматроса. Брутализация внешнего вида ввела в числе прочего тренд на небрежные татуировки с черепами и якорями и одежду в стиле «херитейдж». Тогда же стало ясно, что виски следует брить, бороду отращивать, а усы вощить. На спрос нашлось и предложение — чисто мужские парикмахерские и барбершопы, где можно проделать все вышеперечисленное и не только.

Открылся Еврейский музей и центр толерантности

Вместо переехавшего в Парк Горького «Гаража» на улице Образцова появляется неожиданное пространство — Еврейский музей и центр толерантности. Он изумляет даже не тематикой (хотя толерантность явно выбивается из тренда последних лет — насаждения интереса к русской национальной истории), а начинкой. Большой зал с постоянной экспозицией полностью компьютеризирован: повсюду интерактивные стенды, позволяющие почти живьем посидеть на уроке в хедере и разделить пасхальную халу с жителями дореволюционного местечка. В отдельном помещении действует суперсовременный кинотеатр, в котором посетителей поливают дождем в трясущихся креслах, а под временные выставки отведен с иголочки оснащенный зал с огромными экранами. Сейчас электронными новинками в московских музеях не удивишь, но несколько лет назад Центр толерантности казался недосягаемым образцом технической оснащенности.

Карбаускис ставит «Таланты и поклонники»

Первый спектакль режиссера Миндаугаса Карбаускиса с новой для него и наконец своей труппой «Маяковки» по комедии Александра Островского посвящен актерам. Самой этой страсти — жажде сцены, ради утоления которой они пойдут на все. Вне сцены актриса Саша Негина в исполнении Ирины Пеговой — пышногрудая простушка в дешевеньком ситцевом, не ах как идущем ей платьишке, с неприменимым в быту темпераментом. Во всем ищет совета: как одеться, что к столу подать, как жить. А на сцене ей никто не указ, там она царит. В роскошном красном платье для бенефиса она и впрямь смотрится царицей. Она рождена для сцены и своим талантом, как смерчем, затягивает в круг публику, а за ней и весь город. Спектакль не только собрал много премий, не только имеет успех и до сих пор. Главное — что он привел в театр нового зрителя, который теперь обеспечивает аншлаги и на других премьерах «Маяковки».

23 октября 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация