Москва
Москва
Петербург
2011 — триумф независимого кино, собянинская плитка и массовые протесты

2011 — триумф независимого кино, собянинская плитка и массовые протесты

Первая нашумевшая «Midsummer Nights Dream»

Лучшая вечеринка года, по версии Time Out — с хедлайнером Kruder & Dorfmeister, инсталляциями на воде и проекциями на озеро и острова. История маскарада «Midsummer Night’s Dream» началась в 2007 году со свадебной вечеринки художницы Марго Трушиной и бизнесмена Салавата Тимирясова в день летнего солнцестояния. Тогда Середниково, усадьбу Столыпиных-Лермонтовых, впервые заполонили люди в костюмах шекспировской эпохи, эльфов и троллей. Сейчас по ажиотажу «Midsummer Night’s Dream» — это уже почти летний аналог Хеллоуина.

Барашек Толик

Барашек Толик — арт-директор кафе «Хачапури», генацвале и живой баран — заводит аккаунт в фейсбуке и со временем становится настоящей звездой: журналы берут у него интервью, пиарщики приглашают на светские мероприятия, а сам он не стесняется высказываться на любые злободневные темы и  «пилит луки с девчатами», одетый в модный костюм Burberry или другие эффектные наряды по сезону. И хотя созданный в соцсетях образ — дело рук трех совершенно разных людей, тысячи поклонников Толика с удовольствием поддерживают игру и ставят лайки, а в 2014 году Time Out  номинирует его за «Лучший ресторанный Instagram».

Мы думали, это Капков, а это оттепель

В марте 2011 года Сергей Капков, который к тому моменту успел поработать с Романом Абрамовичем на Чукотке, становится директором ЦПКиО им. Горького. С этого момента начинается стремительное преображение парка. Его больше никто не зовет аббревиатурой. Исчезают набившие оскомину аттракционы и шашлычные. На их месте вырастают по-европейски приятные кафе, прокаты велосипедов на одного и компанию, зимой появляется самый большой в Европе каток. Выясняется, что московский парк может выглядеть не хуже лондонского или нью-йоркского и что (sic!) городских чиновников волнует, о чем думают москвичи и как сделать столицу удобной для жизни. К лету парк совершенно преображается: восстанавливаются скульптуры, появляется эффектная деревянная набережная по проекту бюро Wowhouse, которое вскоре, по собственным словам Капкова, станет его собственным Церетели: каждому времени свои подрядчики. За пару лет многие парки города станут неузнаваемыми — теми самыми удачно организованными общественными пространствами, о которых мы мечтали еще в 2010-м. С нормальными детскими и спортивными площадками, адекватными образовательными проектами, хорошей и небанальной едой. Впрочем, самого Парка Горького трендсеттеры теперь стремятся избегать: в выходные он ничем не лучше метро в час пик.

Модернизатор парка тем временем выходит на городскую орбиту, где отвечает за всю культуру Москвы. И тут история успеха становится менее складной. Хотя его имя становится известным даже школьникам и журналисты задают вопрос Сергею Собянину, не смущает ли его, что Сергей Капков — самая популярная фигура в городе, действительных преобразований становится меньше. «Гоголь-центр» становится модным местом, но не выпускает гениальных спектаклей. Несомненный успех — новый Манеж с выставками советского дизайна и Эрика Булатов. Пешеходные зоны сделали комфортнее жизнь горожан, которые передвигаются на метро, но заставили автомобилистов ломать голову над и так неочевидной парковкой и резко снизили выручку находящихся на них ресторанов и магазинов. Ходят устойчивые слухи об отставке Сергея Капкова. Что это значит для него самого и для города — узнаем в ближайшем будущем.

Москва становится больше

Территория города увеличивается в два с лишним раза, теперь он дотянулся почти до самой границы Калужской области. Окончательное утверждение проекта займет еще год. В медиа тем временем мелькают экзотические названия населенных пунктов: Коммунарка, Газопровод, Саларьево — где-то там теперь находится географический центр города. Сначала в Нью-Москву собираются сослать Госдуму и Совет Федерации, но потом выясняется, что переезд отменен. Будущее огромной территории до сих пор толком не определено. Понятно только, что для начала на ней построят офисные мегацентры и несколько утопленных в зелени больших районов наподобие Бутово, связав их при помощи метро и скоростного трамвая.

На «Винзаводе» открывается проект «Платформа»

Еще одна группа выпускников — студенты курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ — вместе со своим руководителем основали «Седьмую студию», которая стала учредителем проекта «Платформа». Переоборудованный Цех Белого на «Винзаводе» стал местом для экспериментов как драматических, так и музыкальных действ, видеоарта, перформансов и инсталляций. С тех пор как актеры «Седьмой студии» перебрались в «Гоголь-центр», «Платформа» стала открытой площадкой с ежегодно меняющимися кураторами направлений.

На улицах Москвы появляется плитка

От недавно вступившего в должность мэра по привычке ждут большого стиля — проектов, которые переплюнут храм Христа Спасителя и Дом-яйцо. Но символом перемен становится обычная уличная плитка. Ее укладывают по всему центру — спешно, днями и ночами, когда не хватает материалов, просто рисуют характерные контуры на залитом вместо асфальта бетоне. Садовое кольцо и близлежащие переулки превращаются в большую стройку, а ежедневно высыпающие песок из ботинок горожане с ужасом ждут продолжения работ в следующем году. В 2012-м плитизацию всея Москвы неожиданно отменяют, это покрытие занимает то скромное место в городе, какое ему отведено сейчас, — украшает пешеходные улицы.

Протесты рассерженных горожан

Аполитичная Москва впервые за долгое время — с 90-х — вышла на улицы в большом количестве. В декабре 2011-го акции протеста превратились в ключевой сюжет городской жизни. Причиной протеста стали фальсификации на выборах в Думу, символом протеста — белая лента, эпицентром — Болотная площадь, а его участников впоследствии назовут рассерженными горожанами.

Русский тренд

Черчилль писал о русских: «Они всегда опаздывают, но когда приходят — всем становится жарко». Русской кухни это тоже касается. С опозданием все понятно — сначала надо было разобраться, что такое эта самая русская кухня: то ли откровенный историзм в духе ресторана «Красная площадь, дом 1», то ли профранцузский дворянский уклон, как в «Кафе Пушкинъ», то ли следует кроить  новый русский стиль по скандинавским лекалам, делая старые рецепты полем для авангардных экспериментов. Одним из первых «женить»  традиции и современность начал Константин Ивлев, внедрив в 2007 году в  меню «GQ-бар» голубцы из кролика с соусом из фуа-гра и десерт из свеклы с ванилью  и скромно назвав свои инновации  «новый русский тренд». В 2011 году споры   о судьбах русской кухни наконец-то перестали быть сугубо внутренним делом: ресторан Анатолия Комма «Варвары» вошел в 50 лучших ресторанов мира по версии World’s 50 Best Restaurants  британского журнала Restaurant Magazine. 48-я строчка в списке, где двумя пунктами  выше стоял сам Ален Дюкасс, — это была серьезная заявка на вступление в клуб гастро-лидеров.  И пусть  для «Варваров» это оказался взлет перед падением: спустя два года  ресторан спустился на 99-ю строчку того же рейтинга, а после и вовсе сошел со сцены, но эстафетную палочку было кому подхватить.  В 2013-м талантливый Владимир Мухин, отвечающий за кухню в White Rabbit, становится вторым на престижнейшем конкурсе молодых поваров в Венеции S.Pellegrino Cooking Cup со своим желе из абхазского лимона и «ложной кашей» из спаржи с костромской солью. Спустя год другой подрастающий гений Сергей Березуцкий из «Как есть»  выставляет перед жюри тартар на березовом спиле и свекольное ризотто с сыром чечил — и привозит в Москву уже кубок победителя той же гастрономической регаты. Но главный, без сомнения, успех этого года — возвращение российского ресторана  на 71-ю строчку расширенной версии World’s 50 Best Restaurants.  Со своим White Rabbit Владимир Мухин доказал, что поиск местных любопытных продуктов в сочетании с современным технологическим подходом может не только развить вкус москвичей, но и быть интересен большому гастрономическому миру, а импровизировать нужно, не отрываясь от корней.

Большой театр

Реконструкция главного театра страны обросла огромным количеством слухов и скандалов. Всем не терпелось узнать, на что потрачены 700 млн долларов. По словам архитекторов, от изначального Большого почти ничего не осталось, поэтому восстанавливать пришлось многое: интерьеры парадных залов, «убитую» в советское время акустику зала зрительного, пресловутую лепнину (которая, к слову, и должна быть из папье-маше, чтобы не утяжелять конструкции). Кроме того, в театре появились новый подземный зал-трансформер, много нового высокотехнологичного оборудования, а обнаженному Аполлону на фронтоне прикрыли причинное место фиговым листком. После открытия скандалов и интриг стало еще больше. На премьерных спектаклях «Руслана и Людмилы» в постановке Дмитрия Чернякова певцам кричали «Позор!» и «Вон со сцены!» Николай Цискаридзе назвал реконструкцию вандализмом и вступил в затяжную конфронтацию с гендиректором Иксановым. В результате театр покинули оба, а предложение, от которого невозможно было отказаться, получил Владимир Урин, ранее возглавлявший «Стасик». Вскоре после того, как «новая метла» взялась за дело, в штате не досчитались главного дирижера Василия Синайского и главы отдела перспективного планирования Михаила Фихтенгольца, а из репертуара стали исчезать «устаревшие» постановки. С билетами по-прежнему проблема. Да, они есть, даже на «Щелкунчика» в рождественский вечер, — правда, чтобы отправиться туда всей семьей (папа, мама, ребенок), придется выложить сумму, сопоставимую со средней месячной зарплатой. Но Урин изо всех сил борется с билетной мафией. Минувшим летом театр пережил очередную мини-реконструкцию. В боковых ложах убрали третьи ряды, откуда вообще ничего не было видно, на вторых поставили высокие стулья, часть мест сделали стоячими: самые дешевые, по 200 р., билеты на них начинают продавать в день спектакля с 16.00 — сначала студентам, а потом всем желающим.

Ближайшая громкая премьера на Исторической сцене состоится 27 февраля. Это будет «Пиковая дама» Чайковского.

Открылся Gipsy

Бар с верандой на «Красном Октябре», открытый на пару совладельцем «Симачева» и бывшим арт-директором Rolling Stone Bar, — самый успешный и дерзкий клубный проект начала 2010-х. Прославится цыганским шиком всезвездных вечеринок ПМС, шутя совместит пошловатый мэшап с остромодным техно и научит Москву танцевать по воскресеньям днем. В сентябре 2014-го Gipsy закроется на ремонт, впрочем, пообещав заработать весной 2015 года.

«Шапито-шоу» как триумф независимого кино

Какими бы ни были обстоятельства, политическая конъюнктура и личная воля министра культуры, в России продолжают снимать хорошее кино, пускай и в формате личного подвига. Именно подвигом, не иначе, стало в 2011-м «Шапито-шоу», второй фильм авторов совсем уж копеечной «Пыли» Сергея Лобана и Марины Потаповой, — снятая на небольшие по меркам индустрии деньги ерническая панорама русской жизни в нулевых. Лобан и Потапова  высмеивают пережитки советского мышления в сознании постсоветского человека — и сопереживают им, не отделяя себя от собственных героев. На одну ступень с персонажами ставят себя и режиссеры другого нечаянного шедевра безбюджетного кино 2010-х — авторы «Я тебя люблю» Александр Расторгуев и Павел Костомаров, доверившие камеры и историю простым ростовским пацанам, а затем смонтировавшие то, что те наснимали, в хлесткий фильм о кошмарах любви по-русски. Неподдельный, на себе прожитый интерес к маленькому человеку расцвечивает и блеклый сюжет «Портрета в сумерках» Ангелины Никоновой, снятого на фотоаппарат и успешно проехавшегося по трем десяткам зарубежных фестивалей.

23 октября 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация