Москва
Москва
Петербург
Где гулять в Москве: главные пешеходные зоны города

Где гулять в Москве: главные пешеходные зоны города

За несколько лет новые пространства для гуляний — благоустроенные, с велодорожками, без машин или почти без машин — протянулись на десятки километров.

Открытие новых пешеходных зон стало одним из главных городских событий последних нескольких лет. Сначала ради гуляющих расширили пешеходную часть Кузнецкого Моста, потом убрали движение с Никольской и Крымской набережной, а в этом году для гуляний приспособили Покровку, Маросейку и Пятницкую — хотя закрывать их для автомобилей вовсе не стали.

Кузнецкий Мост

Эта улица стала подопытной, примером будущих крупных пешеходных зон. Движение на отрезке Кузнецкого Моста от Большой Дмитровки до Рождественки — и на части самой Рождественки — закрыли в декабре 2012 года, но официально новое пешеходное пространство открылось 11 января 1913-го. Мы впечатлились: наконец-то появился удобный маршрут от Тверской до станции метро «Кузнецкий Мост», позволяющий без проблем добраться от МХАТа им. Чехова и многочисленных кафе в Камергерском до ЦУМа и бара «Камчатка». Зона пользуется огромной популярностью до сих пор. Улицы там полны прогуливающих и беседующих людей, на выложенных плиткой тротуарах стоят лавочки, на которых в теплую погоду прохожие часами сидят, поедая мороженое и слушая уличных музыкантов.

Никольская и Большая Дмитровка

Летом 2013 года автомобильное движение полностью убрали с Никольской — улица стала связующим звеном между Красной площадью, площадью Революции и Большим театром. А в октябре в городе появилась первая совершенно новая длинная пешеходная зона — Большая Дмитровка. Она объединила Кузнецкий Мост, безавтомобильный кусок в Столешниковом переулке и Бульварное кольцо. Дмитровка получилась уже не такой идиллической, как первые пространства для гуляний, — в том числе и потому, что одну полосу все же оставили автомобилистам. 

Крымская набережная

Прибрежных территорий, сделанных для людей, в Москве почти нет — но реконструированная в 2013-м году пешеходная Крымская набережная, бесспорно, одно из лучших и самых красивых мест у реки. Вместо асфальта и мрачных огороженных стоянок там появился настоящий хипстерский оазис с велодорожками, лавочками, местом для упражнений со скейтом и удобным проходом к достопримечательностям парка «Музеон». А когда к набережной пришвартовался «Корабль Брюсов», стало окончательно ясно: популярность месту обеспечена. (Правда, сейчас судьба судна под вопросом.) По примеру Крымской у реки начали устраивать другие пешеходные зоны, пускай и не такие интересные. Например, с этого года летом по выходным закрывают движение на Болотной и Берсеньевской набережных.

Пятницкая

В 2014 году появились пешеходные зоны на Пятницкой, Покровке и Маросейке. И оказалось, что идея несколько вырождается: там расширяют тротуар, но оставляют автомобилям большую часть пространства. Первой 22 августа открылась реконструированная Пятницкая. Теперь она продолжает известный прогулочный маршрут, который начинается на Болотной площади и идет мимо Третьяковской галереи. Улица не стала полностью пешеходной, но проезжую часть на ней сузили с четырех полос до двух. Фасады домов почистили, тротуары расширили, а в одном из них проложили двухполосную велодорожку.

Если разбирать детально, Пятницкая оказалась, мягко говоря, не идеальной. Кусок пешеходного пространства от церкви Климента Папы Римского до Валовой бессмысленно упирается в месиво Садового кольца. Люди по этой части улицы ходят редко, единственное популярное место — расположенный у самого конца улицы бар Hub. К тому же, на Пятницкой так и не посадили обещанные деревья, на тротуарах поставили мало лавочек и урн, а велодорожка, которая должна была стать образцовой для других пешеходных зон, начинается ниоткуда, ведет в никуда и к тому же прерывается на выездах из переулков. Наконец, с Пятницкой убрали большую часть парковочных мест — остались только небольшие карманы на две машины каждый.

Покровка и Маросейка

На Покровке и Маросейке, как и на Пятницкой, обновили фасады, выровняли и расширили тротуары, но движение перекрывать не стали. Там тоже проблемы с лавочками и урнами, но в целом этот район выглядит лучше. По крайней мере, благоустроенная зона, которая начинается у здания Политехнического музея на Лубянке и заканчивается кинотеатром «35 мм», кажется логичной: людям есть, откуда и куда идти. Парковочных карманов там тоже сделали вдвое больше, чем на Пятницкой. Но Покровку и Маросейку трудно назвать пешеходными зонами: это полноценные автомобильные улицы с двух- и трехполосным движением, и там по-прежнему достаточно узкие тротуары. Обновленные улицы пользуются успехом, но это неудивительно, если учесть, что до реконструкции прохожие на них не могли даже толком разойтись.

Площадь Гагарина — Киевский вокзал

В августе 2014 в Москве открыли самый длинный маршрут для гуляний, растянувшийся почти на 6,5 км от площади Гагарина до Киевского вокзала. Он пролегает через Нескучный сад, Андреевский мост, переулок Хользунова, а дальше фланирующие горожане попадают на мост Богдана Хмельницкого и площадь Европы.Эта зона оказалась совсем неудачной. Строго говоря, она пешеходная только наполовину: приятная для прогулок часть начинается от Нескучного сада, где есть все, что нужно для отдыха: велодорожки, пруды, танцевальная площадка, — и заканчивается Комсомольским проспектом. В переулке Хользунова мило, но машинам там все равно отведены для движения полноценные две-три полосы. А начиная от сквера Девичьего поля приходится все время идти через оживленные автомобильные улицы.

Зоны на окраинах

Всего до конца года в Москве обещают открыть около 40 пешеходных зон. Правда, в пределах Садового кольца появится только еще один небольшой участок — на улице Забелина от Солянского проезда до Старосадского переулка. А большую часть пешеходных пространств организовывают на окраинах. Там два типа маршрутов: с помощью одних с комфортом доходят от станций метро до дома, вторые — для гуляния в парках и рядом с реками. Создавать места для фланирования продолжат и после декабря: одним из самых масштабных проектов, намеченных на ближайшие годы, станет набережная на полуострове ЗиЛ. Километровый пешеходный участок на ней обещают обустроить а-ля каннская Круазет: с магазинчиками в первых этажах домов, деревьями, плиткой, лавочками и местами, с которых можно смотреть на реку. Ширина новой набережной составит 50 м — достаточно, чтобы пешеходы и велосипедисты не мешали друг другу.

Просто улицы

Открытые в этом году пешеходные зоны вызывают много критики. Прежде всего потому, что там сохранили автомобильное движение. С одной стороны, любители прогулок недоумевают: Пятницкая, Покровка и Маросейка не стали похожи на Кузнецкий Мост и Арбат, хоть их и превратили в красивые, по-европейски благоустроенные улицы. С другой — возмущены водители. Многие из них даже считают, что зоны делают не ради пешеходов, а назло автомобилистам — чтобы вытеснить их из центра, ведь припарковаться там становится все сложнее. 

Тем не менее мэрия собирается обустраивать по типу Пятницкой не только новые зоны для прогулок, но и обычные городские улицы. Она разрабатывает большую программу благоустройства под названием «Моя улица», в которую войдет изрядная часть Москвы. Опыт недавно открытых зон можно использовать для улучшения вида всей столицы, но хочется, чтобы в новых проектах не повторяли очевидные недостатки прежних.

23 октября 2014,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация