У каждого свой Штирлиц — выбор за вами | Кино | Time Out

У каждого свой Штирлиц — выбор за вами

  6 мая 2009
3 мин
У каждого свой Штирлиц — выбор за вами
Новая цветная версия «17 мгновений весны» подняла волну народного гнева — как с правого фланга, так и с левого.

Александр Любимов в своем интервью ответил на эти наезды, а мы сопоставили кадры и попытались разобраться в сути претензий.



Наезд второй. Жижисты

Автор согласен, а мы — нет!


Наезд первый. Коммунисты
Миллиард за пока не испорченное зрение

По мнению организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области», демонстрация цветной версии любимого сериала вынудит зрителей покупать фильм на «носителях, чье качество традиционно ниже телевизионного сигнала, в результате чего портится наше зрение, нервная система». Ущерб, нанесенный своему здоровью, коммунисты оценивают в миллиард рублей.

Судя по закавыченной цитате, коммунисты будут мучить себя просмотром цветной версии, вместо того, чтобы по старинке пересматривать черно-белый оригинал, с которым ничего не случилось. Что такое «носители, чье качество ниже…», не совсем понятно, но если имеется в виду лицензионное DVD, то за зрение и нервную систему зрителей вряд ли стоит беспокоиться, особенно на такую сумму. Суть претензий «Коммунистов Петербурга и Ленинградской области», в прошлом году осудивших изображение русских в фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и хрустальный череп» (скорее всего, имелся в виду акцент героини Кейт Бланшетт), не очень понятна. Видимо, они хотят миллиард аванса за зрение, которое они испортят в будущем, вглядываясь бессонными ночами в ненавистные раскрашенные кадры.


Наезд второй. Жижисты
Автор согласен, а мы — нет!

В блогах уже неделю, с начала рекламы показа «17 мгновений весны», идут жаркие дискуссии по поводу «растоптанной святыни». Суть претензий сводится к тому, что черно-белый фильм, да еще любимый с детства, нельзя менять в угоду чиновникам и рейтингам, потому что он не был задуман как цветной.

Недовольным, чья риторика очень напоминает об интеллигентских кухонных спорах советского времени, резонно ответить, что, во-первых, в начале 70-х большинство телевизоров в СССР были черно-белыми, и снимать цветной сериал было просто бессмысленно, а во-вторых, если соблюдены все правовые вопросы и согласие режиссера Татьяны Лиозновой получено, то что такого криминального в этом эксперименте? Впрочем, черный пиар в блогах только привлек интерес к фильму молодежи, которая выросла после перестройки и выросла не на Штирлице, а на Бэтмене с Человеком-пауком.

В обвинениях блогеров есть одно рациональное зерно. Черно-белые фильмы снимались со специфически выстроенным освещением, и раскраска иногда просто не справляется с передачей световых нюансов. Но с тем, что в основном фильм тонирован аккуратно, с уважением к оригиналу и с учетом палитры, свойственной для кино того времени, не спорят даже ярые противники — ни те, кто хочет сорвать денег, ни те, кто устроил холивар за детские идеалы совершенно бесплатно.