«Коварство и любовь» Додина получил «Золотую маску» | Театр | Time Out

«Коварство и любовь» Додина получил «Золотую маску»

Елена Груева   19 апреля 2014
3 мин
«Коварство и любовь» Додина получил «Золотую маску»

Решение жюри в конкурсе драматических спектаклей на фестивале «Золотая маска» 2014 года предугадать не взялся бы никто: слишком разных театральных конфессий люди его составляли, слишком много режиссеров, у каждого из которых по роду профессии свое видение и свои критерии. Однако вердикт возглавляемого мэтром режиссуры Адольфом Шапиро жюри оказался самым взвешенным и самым бесспорным за последние годы. Кажется, впервые в новом веке «Маски» вручали за мастерство. 
 

Лучшим спектаклем сезона была признана графичная, стильная, отточенная до жеста, с горечью исключающая саму возможность победы романтических побуждений над прагматичным ходом истории постановка Льва Додина «Коварство и любовь» с блистательным актерским ансамблем звезд МДТ — Театра Европы. Даже иллюзию счастья Додин развеял, но кто в него сейчас особо и верит-то?

Лучшему спектаклю московского сезона — «Евгению Онегину» Театра им. Евгения Вахтангова — присудили второй по значимости приз за лучшую режиссуру Римаса Туминаса. Одним из резонов жюри наверняка было то, что вахтанговцы в последние годы получали «Маски» и другие премии чаще додинцев. Теперь равновесие временно восстановлено.

Другие важные призы совершенно заслуженно достались признанным столичным авторитетам. Режиссер Юрий Бутусов получил спецприз жюри «за поиски уникального сценического языка» за постановку сразу двух номинированных спектаклей: «Добрый человек из Сезуана» (Театр им. А. С. Пушкина, Москва) и «Макбет. Кино» (Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург). «За лучшую женскую роль» премию получила исполнительница главной роли в его московском спектакле Александра Урсуляк, игру которой почти все критики называли «прорывом года». «Студия театрального искусства» Сергея Женовача получила «Маску», также признающую в целом удачей спектакль «Москва–Петушки». И центром, и смыслом его стала удивительно органично прожитая актером Алексеем Вертковым  роль легендарного Венечки (приз за лучшую мужскую роль).

Ну и, конечно, не обошли вниманием Александринку. Хотя премия великолепной Эре Зиганшиной и называется «За роль второго плана», но на самом деле роль Бабушки в спектакле Валерия Фокина «Литургия Zero»,главная и самая яркая. Зал в МХТ им. А. П. Чехова на московском показе актрису приветствовал стоя.

Только две «Маски» этого года вручены по, можно сказать, политическим мотивам. Паритет наград среди Москвы и Санкт-Петербурга просто необходимо было оттенить хоть одной премией для провинциального театра. И ее получил лучший из привезенных спектаклей — «Онегин» (театр «Красный факел», Новосибирск) молодого режиссера Тимофея Кулябина: спецприз жюри «за современное прочтение классики». Его тема неожиданно аукнулась шиллеровскому спектаклю Додина: прагматик и усталый, подчиненный принятому порядку бесплодный мир в лице Онегина убивает романтичного, единственного способного творить поэта Ленского и способность любить в Татьяне.

На обсуждении приза критики победила принципиально протестная позиция. В возникающей атмосфере государственной цензуры и провоцирования общественного мнения на право решать, что в искусстве можно, а что нельзя, профессиональное сообщество решило поддержать спектакль «Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. А. П. Чехова) режиссера Константина Богомолова, которым нынешний официоз разве что детей на ночь не пугает. Посмотрели бы хоть сначала. Поняли бы, что их агрессивно галдящие телешоу сегодня пострашнее будут.

На фотографии актеры МДТ Елизавета Боярская, Данила Козловский © Дмитрий Дубинский