Даша Ястребова: «Даже если ты конченый лузер, можешь добиться всего» | Арт | Time Out

Даша Ястребова: «Даже если ты конченый лузер, можешь добиться всего»

Дарья Гаврилова   13 марта 2009
5 мин
Даша Ястребова: «Даже если ты конченый лузер, можешь добиться всего»
Поколение хипстеров ее боготворит, арт-критики смотрят на нее с надеждой. Снимками будней подростков Ястребова шокировала ЖЖ. А в девятнадцать лет она выросла в самого перспективного фотохудожника. Ее громкий дебют в галерее «Победа» доказал: девочка созрела.

В свежем номере журнала «Мск.Собака.ru». В продаже с 23 марта

У вас только что успешно прошла первая персональная выставка. Сложно было ее готовить?

Очень сложно было сформулировать концепт выставки. Я сначала вообще не понимала, а есть ли мне что сказать людям. По мере накапливания приносила свои работы куратору галереи «Победа» Ире Меглинской, мы их обсуждали, искали волну — и в какой-то момент наконец нашли. Так появился проект «Сказки Даши Ястребовой». Я вот в своих друзьях вижу мифологические образы; в ком-то Мадонну, принцессу, герцога, странника. Просто смотрю — и будто машина времени срабатывает, погружаюсь в пласты иной реальности. Люди у меня на снимках получаются в таком стоп-времени — а я, выходит, пою о сказках, но при этом совсем очевидных образов, как русалка с хвостом, у меня получилось немного. Работы тоньше и скорее про взросление, я ведь этот процесс только в девятнадцать лет начала чувствовать всерьез. В один день проснулась и поняла, что забыла, как жила раньше, как улыбалась, веселилась, общалась с друзьями, сидела — и вообще не знала, что дальше.

А что случилось?

Совершенно внезапно, буквально за неделю, мир вокруг тебя перестраивается на совершенно иные позиции. Сначала я от этого с ума сходила, а в девятнадцатый день рождения поняла: все, скидок уже больше не будет. Ты вступаешь в серьезную фазу, где должна быть ответственной, концептуальной, глобальной и далее по шаблонам. Вот мир — а вот, собственно, и ты. Давай-ка сама себя корми, по врачам ходи и оформляй все бумажки. Я столкнулась с взрослым миром — и просто офигела, до чего он убогий. Как вообще люди в нем живут? Мне было так сложно во всем этом разобраться, тем более что на меня лет с семнадцати смотрят как в кунсткамере и делают выводы.

Какие?

Очень тяжело мне было понять это распространенное мнение — «Да она п…дой пробилась!». Куда я пробилась? С кем? Нет, нет, вы постойте, вы скажите мне — с кем это надо спать, чтобы куда-то пробиться? Я была в шоке от этого абсурда, у меня даже депрессии начались из-за этого. А потом Ира Меглинская сказала: «Даша, пожалей этих людей».

Вам вообще сложно встроиться в социум?

Я шесть школ поменяла. Ни в одной больше года особо не задерживалась, начиная с шестого класса. А насчет «общаюсь» — ну, так… «Вконтакте», конечно, великий сайт. Но так как я никогда не была хорошей ученицей и какой-то там суперобщительной девочкой, то с одноклассниками у меня, можно сказать, не было никаких дружеских отношений никогда. Они меня, скорее, гнобили по-черному. А сейчас смотришь и думаешь, что действительно время расставляет все на свои места. Даже если ты конченый лузер, но у тебя внутри есть какая-то искра — ты сможешь добиться всего.

Только вот «конченый лузер» и «внутренняя искра» — вещи, помоему, несовместимые.

Ну, в социальном плане конченый лузер. Учишься плохо, хреново выглядишь, у тебя нет друзей… Ну и далее по списку. Вроде как лузерство полное, ты урод.

Так это можно наугад брать биографию любого выдающегося человека — и окажется, что в школе его не понимали, учителя ненавидели и считали дауном.

Меня во втором классе перевели в класс для даунов.

Что, серьезно?

Да (смеется). Потому что я написала столбик… Нет, по-моему, даже десять столбиков единиц не в ту сторону.

А сейчас учитесь где-нибудь?

Неа. Уже два года. Но надо бы. Вообще мне очень трудно учиться в группе. Собственно я из ВГИКа ушла из-за этого. Потому что ты сидишь и вроде понимаешь, что это интересно, то, что рассказывают. Но вокруг тебя 15 человек таких идиотов! Какие-то нацисты, какие-то гопники, какие-то гламурные чуваки… Очень странные люди. И ты не можешь сконцентрироваться на том, что говорят. Думаешь: «Боже, что я тут делаю? С этими людьми? Целыми днями?! А-а-а-а!». Я вообще за то, чтобы у каждого человека, который не может учиться в группе, был свой учитель или какой-нибудь сильный человек, который бы в него верил. У меня есть такой — Ира Меглинская. Может, как технический учитель, имеющий отношение непосредственно к методике фотографии, она и не может выступить — но морально она как-то меня направляет очень сильно.

И что, каждый сам по себе учится с учителем, которого найдет?

Вот один мой знакомый считает, что если ты рождаешься в социуме — значит, тебя уже нае..али. Ты родился — ты обязан пойти в школу, в детский сад, в институт… Постоянно кому-то обязан: родителям, городу, стране, миру. Ты не должен делать то, это, третье-десятое. Ты не можешь ходить голым по городу, когда очень жарко… Ну, куча маленьких нюансов. Ты родился пленником системы. И вот я как раз-таки за то, чтобы нае..ать систему. Есть ведь некая схема, по которой, типа, должен жить человек: школа — выбор профессии — получение профессии в институте — работа по профессии. Потом семья — дом — гроб. А у меня эта схема изначально вообще не пошла, и я подумала о том, что, наверное, надо придумать какую-то другую. Поняла, что старая схема уже настолько устарела, что можно ее вполне успешно обходить с разных сторон. Делать упор на то, что нравится именно тебе. Ставить акценты исключительно на себя.

Но такая самостоятельность не всегда оплачивается. Жить на что?

Ну как на что? Смотри: просто чем раньше ты поймешь, что нравится именно тебе, тем лучше. Я, слава богу, поняла это лет в пятнадцать: что я точно не смогу стать бухгалтером, иллюстратором, дизайнером одежды, искусствоведом, режиссером, актрисой… Я перебрала все профессии в своем мозгу и поняла, что — нет, ну, конечно, я могу изнасиловать себя и пойти на профессии какие-то такие. Но зачем? Это же так скучно.

Источник: СОБАКА.РУ