Москва
Москва
Петербург
Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI

Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI

Книга Аркадия Ипполитова послужит прекрасным дополнением к классическому труду Павла Муратова — но едва ли окажется в состоянии его вытеснить.

Судя по подзаголовку «Образы Италии XXI», книга петербургского искусствоведа и киноведа претендует на то, чтобы занять в XXI веке то место, которое в XX веке занимал фундаментальный труд Павла Муратова. Его «Образы Италии» вышли впервые более ста лет назад и честно служили десяткам тысяч русских неофитов. Задача Ипполитова одновременно и проще, и сложнее. Проще — потому что, как справедливо замечает автор, нынешняя Италия, страна яркой моды и быстрых спортивных автомобилей, гораздо ближе к ренессансной Италии — законодательнице стиля во всех областях искусства и кузнице высоких технологий, — чем сонное провинциальное королевство конца XIX века, а «итальянские древности теперь оказались гораздо актуальнее индустриального прогресса».

И сложнее, потому что современный автор не может, как Муратов, делать вид, что он интересуется только вечным искусством и совсем не интересуется сиюминутными радостями жизни — шопингом на виа Монтенаполеоне, ресторанами, шикарными курортами на озере Комо. Муратов с видом всезнающего арбитра расставляет по местам художников и школы — и через сто лет хорошо видно, насколько неокончательными оказались его окончательные приговоры. Ипполитов, словно учитывая опыт своего предшественника, идет от обратного: он подчеркнуто субъективен и сиюминутен.

Собственно, он и начинает с того, что Италия у каждого народа своя (своя у немцев, своя у французов и своя у русских) и у каждого отдельно взятого человека тоже своя. И у него тоже. Поэтому автор позволяет себе не только щеголять экстравагантными суждениями — «нет ничего невыносимее так называемого хорошего вкуса брезгливых людей» (это о барокко), — но и бравирует своей европейскостью: скрипки в Кремоне на каждом шагу, как совы в Афинах и самовары в Туле — впрочем, в последнем он не уверен, так как в Туле, к сожалению, никогда не бывал. (Афинских сов, видимо, пересчитывал лично.)

Но во всех ломбардских городах, о которых пишет — Милан, Кремона, Павия, Бергамо, Монца, Бреша и т. д., — он, безусловно, бывал, причем, как правило, не по одному разу. И в художественных и исторических явлениях, о которых пишет, будь то относительно малоизвестные полустертые фрески во дворце Борромео или растасканные до кича портреты-натюрморты Арчимбольдо, вполне разбирается. Пусть читатель не обманывается подчеркнуто легкомысленной манерой — она опирается на основательную искусствоведческую школу.

Только вот окажутся ли интересными колкие намеки Аркадия Ипполитова на современность, когда (очень скоро) забудутся порхающие по страницам этойкниги имена Ходорковского, Собчак и Авдотьи Смирновой? Автор не думает о будущем — он думает о настоящем. То есть об Италии.

27 августа 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация