Москва
Москва
Петербург
Сергей Минаев. Интервью Time Out Москва. Февраль 2009

Сергей Минаев. Интервью Time Out Москва. Февраль 2009

Писателя и виноторговца Сергея Минаева называют «конъюнктурщиком» и «убийцей гламура», а его новая программа на НТВ «Честный понедельник» вызвала бурную полемику в сети.
Вы так вкусно разоблачили технологию СМИ в «Media Sapiens», что ваше появление на телевидении выглядит просто как насмешка… Да еще на канале, который окрестили «Франкенштейн-ТВ».

А Минаев что — не Франкенштейн для литкритиков? Когда вышел «Духless», они написали — «новое имя, свежо, не безнадежно», когда тираж вырос до 100 тысяч, меня назвали «бездарью и конъюнктурщиком», после 300 — «уродом и ублюдком». После 700 — «Духless» стал «культовым романом». Я-то убежден, что нельзя менять отношение к автору в зависимости от тиража.

А сами сегодня телевизор смотрите?

Нет, но когда писал «Media Sapiens» — смотрел.

Так какого…

Я первооткрыватель и делаю на ТВ-проект, аналогов которому просто нет — шоу свободного формата, в котором обсуждается то, о чем говорят люди на улицах и в курилках. Где народ говорит, что хочет, рот никому не затыкается, а главный герой — простой человек, а не специально нанятый актер, которому заранее прописали все реплики.

Можете дать гарантию, что все это не закончится пустой болтовней?

Гарантия одна — имея за плечами полумиллионную аудиторию, я могу любому начальнику доказать, что лучше сидящего в кресле чиновника знаю, что сегодня интересно и актуально. Да и конкретные результаты есть. После первой передачи, в которой участвовали Жириновский и Гозман, в Госдуме всерьез подняли вопрос об экономических санкциях против государств, настроенных против России. А после второй программы о массовых увольнениях мы помогли конкретному человеку — нашему герою. Это дорогого стоит. Кстати, на передачу отказались прийти директора госпредприятий, которые получили в кризис поддержку от государства, — они испугались, что придется отвечать на вопрос, где деньги.

Как далеко вам позволят зайти в поисках правды?

На одной из программ была даже бурная полемика по поводу «Единой России». И критика этой партии.

Так ее вырежут благополучно при монтаже…

Нет сейчас никакой цензуры, это очередной миф. Мы сами боимся открывать рот: как бы чего не вышло. Просто раньше бал в СМИ правили творческие единицы. А сейчас менеджеры всюду окопались. А какого продукта вы от них хотите? Они могут выдать только сглаженное, удобное, позитивное и красивое.

Чистый глянец.

В России глянца нет. Когда Григорьев делал «ОМ», это был офигительный журнал.

А «Птюч»?

Он сложнее, и там была очень сильна наркоманская эстетика. Мне был 21 год, когда из потрясающих статей Ярослава Могутина в «Оме» я узнал про гениального режиссера Гаса Ван Сента, который снял фильм «Мой личный штат Айдахо». Я купил этот фильм, и меня торкнуло. И к выходу «Слона» я уже знал, о чем идет речь. Я читал о Тайлере Брюле, узнавал о концепции Wallpaper и буквально закачивал в себя целые культурные слои. А потом за дело взялись всякие жопы с ручками, которые возомнили себя главными редакторами и законодателями мод, и получилась полная задница. Главный редактор — это общественная позиция, ведь тебе надо не только развлекать аудиторию, но образовывать, критиковать, высмеивать, в конце концов. Если тебе нечего сказать обществу — пиши в блоги. А у нас в глянце темы мизерные и фотки говеные. Как будто мы живем за железным занавесом, никто не бывает в Лондоне, Барселоне или Париже, не знает «Татлер» или Wallpaper.

Это вообще очень русская черта — либо открывать велосипеды, либо знать все лучше других…

Когда наших дизайнеров, которые собираются делать здесь итальянский ресторан, везут во Флоренцию, они заходят в Палаццо XV века и говорят сквозь губу: «Ну-у, это понятно!» Если ты позволяешь себе говорить, что тебе все понятно про творчество Буонаротти, то ты вообще кто сам-то? Российский глянец — это всего-навсего рекламные брошюры с анекдотами. Как газета «Тещин язык», где кроссворды с байками.

«Тещин язык» в этом смысле честнее — он ни на что не претендует…

Недавно в сортире прочитал в одном журнале о том, как правильно кончать в 45 лет и расстегивать девушке лифчик. Десять лет назад писали о том же. У Берроуза есть гениальная фраза: «Если ты не врубаешься, тебя уже никто не врубит!». Если ты не научился к 45 годам расстегивать лифчики и кончать, тебе уже никто не поможет. Я перестал быть колумнистом одного глянцевого журнала после того, как на мое предложение сделать интервью со Стивеном Морриси главный редактор ответил, что элитарные фигуры ему не нужны. А платили мне там две тысячи долларов за колонку.

Вы смогли себе это позволить, потому что деньги в другом месте зарабатываете…

Я мог себе позволить написать «Духlеss» для себя, но если ты не можешь себе позволить жопу назвать жопой — торгуй пельменями на рынке. Наша беда в том, что трибуна (я имею в виду СМИ) занята людьми, которым нечего сказать. Они прикрываются форматом, вместо того чтобы этот формат создавать. Но если ты работаешь в рамках определенного формата, ты токарь, а не креативщик.

Вы ощущаете себя креативщиком на ТВ?

Я пока вживаюсь в новую шкуру — панцирь шершня. Попадая в новую среду обитания, надо к ней приспособиться, а это всегда большой стресс. Тем более что у меня задача еще сложнее — смоделировать, подмять эту среду под себя и сделать комфортной.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация