Шапито-шоу | Главное | Time Out
Главное

Шапито-шоу

Наталья Кочеткова   24 апреля 2012
3 мин
Шапито-шоу
Сценарий лучшего отечественного фильма о нулевых появился в книжных магазинах.

«Шапито-шоу», музыкальная комедия с элементами драмы от создателей фильма «Пыль» сценариста Марины Потаповой и режиссера Сергея Лобана, одно из главных кинособытий последнего года, могла и вовсе не выйти в прокат. Когда фильм, состоящий из четырех новелл, был показан на Московском кинофестивале, все обсуждали, что с ним будет дальше. Особенно если учесть, что Лобан уперся и отказался делать укороченную прокатную версию картины, которая длится, на минуточку, почти 4 часа.

В результате проблема была решена следующим образом: в прокат вышли одновременно два фильма, каждый из которых содержал две части. То есть зритель мог посмотреть сначала новеллы про любовь (маменькина дочка Вера знакомится по интернету с пухлым тридцатилетним увальнем и неврастеником с ником Киберстранник и отправляется с ним в Симеиз к морю) и дружбу (глухой парень, работающий в пекарне, простой, но благородный, находит себе новых друзей, толерантных к геям, балующихся наркотой, и… тоже отправляется с ними в Симеиз к морю).

А потом, если фильм понравился, без всякого перерыва перейти в следующий зал, где будут показывать еще две части: «Уважение» (отец в исполнении Петра Мамонова вместе с сыном отправляются в лес, а оказываются в… Симеизе у моря) и «Сотрудничество» (продюсер из фальшивого Виктора Цоя пытается сделать мега-звезду в Симеизе у моря). При этом главные герои одной новеллы являются второстепенными действующими лицами другой. Несмотря на всякие визуальные придумки режиссера вроде гипнотических кругов, фильм, в общем-то, разговорный. Хотя «Шапито» — один из редких примеров почти полностью сохраненного сценария, кое-где диалоги стали короче и от этого потеряли в завершенности. Например, на просьбу Веры прислать свою фотографию Киберстранник отвечает, что «выглядит хуже, чем она может себе представить» — она парирует, что он «недооценивает силу ее воображения». Изменились и некоторые детали. Скажем, Киберстранник в тексте на первое свидание с Верой приходит с синей розой, а в фильме — с искусственным тюльпаном, который они потом увозят с собой на курорт.

Некоторые сокращения в фильме объяснялись не желанием уложиться в хронометраж, а бюджетом. Например, в новелле «Уважение» в фильме отец с сыном разговаривают, а в следующей сцене они уже лезут по горам без всякого перехода — оказалось, что снять поездку в поезде просто не хватило денег. Из всех актеров импровизации позволил себя только Мамонов, переделывая свои реплики под себя. Чем это объяснялось — органикой или незнанием текста — сказать трудно.

Литературный сценарий, хотя и лишен декораций, позволяет, не торопясь, подумать, о чем собственно это все. И именно читая «Шапито», понимаешь, почему создатели назвали его комедией. Сценарий оказался смешнее фильма.