Москва
Москва
Петербург
Восточный экспресс

Восточный экспресс

Четыре азиатских мегаполиса за неделю? О таком путешествии можно не только мечтать.
Четыре азиатских мегаполиса за неделю? О таком путешествии можно не только мечтать: отметив на карте Куала-Лумпур, С ингапур, Макао, Гонконг и вооружившись расписанием всех видов транспорта, наш корреспондент отправился в путь.




Куала-Лумпур: без башен
На улицах кипит настоящая жизнь















Гонконг: без наценок
Шопинг поражает искушенных



Куала-Лумпур: без башен

Стоит ли тратить полдня, чтобы подняться на Petronas Towers, когда вокруг кипит настоящая жизнь?

Я поселился в отеле Mandarin Oriental в самом центре города. Буквально в двух шагах от гостиницы стоят прославившие столицу Малайзии башни Petronas Towers. Самый высокий в мире небоскреб построили в 1998 году по проекту архитектора Сезара Пелли, а названием комплекс обязан малайскому нефтегазовому гиганту Petronas — он целиком занимает одну из башен. «Близнецов» соединяет мост с закрытой смотровой площадкой. Чтобы попасть на нее, нужно с утра пораньше занять очередь, купить билет и пройти по нему в строго назначенное время. Слишком трудоемкое мероприятие, чтобы подняться даже не на 88-й, а лишь на 42 этаж. Не хотелось рассматривать Куала-Лумпур с высоты раскрученной смотровой площадки, пока внизу на улицах кипит настоящая жизнь.

Куала-Лумпур — город достаточно молодой, в 2007 году отметил 150-летие. Основан он был как поселение добытчиков олова, но достаточно быстро разросся и к концу XIX века стал столицей британского протектората — Малайской Федерации. Неоднократно меняя статус, в 1957-м Малайзия добилась независимости. Теперь здесь монархия. Нового короля выбирают каждые пять лет из наследных султанов девяти штатов. Быть избранным повторно невозможно. Поистине демократическая монархия. Но если есть король, значит, у него должен быть и дворец. Резиденция и правда есть, да только внутрь не пускают. И вообще оказалось, что этот комплекс зданий с садами построил в 1928 году китайский миллионер. Но уже буквально через несколько месяцев король переедет в собственный новый дворец — негоже монарху жить в бывшем частном имении.

Так и не попав в резиденцию, я отправился в Озерный парк Tasik Perdana. Газоны и аллеи, лодочные станции и детские площадки. И вдруг посреди площади — бронзовое изваяние, поражающее своими размерами: 15-метровый Национальный монумент. Скульптурная композиция изображает доблестных малайцев, павших во время Второй мировой и гражданской войны. Продолжая прогулку, я прошел через парк бабочек, сад орхидей и парк тропических птиц. На выходе из парка стоит сложная архитектурная конструкция с будто сложенной гармошкой блестящей голубой крышей. Определить, что это знаменитая Национальная мечеть, помог высокий минарет. Что и говорить, мода на модернистскую архитектуру в середине XX века проникла даже в ислам.

Солидную часть площади Независимости покрывает газон — во времена британского правления здесь была площадка Королевского крикетного клуба «Селангор». Теперь в здании клуба остался только Long Bar, куда по старинной традиции женщинам вход воспрещен. Правила колониальной эпохи гласят: «Во время просмотра матча мужчины выпивают и настолько увлекаются, что дамам негоже наблюдать за их буйным поведением». Нынешние футбольные болельщики, похоже, придерживаются той же модели поведения. Официальная религия Малайзии — ислам, но в 13 км от Куала-Лумпура находится одна из главных святынь индуизма — пещеры Бату-Кейвз. Чтобы попасть туда, надо подняться по 272 ступеням. У подножия лестницы стоит позолоченный бог войны Муруган. Несмотря на внушительный рост, выглядит он довольно миролюбиво, чего не скажешь о местных обезьянах. Фотоаппарат держите крепче — мартышки воруют.

После долгого восхождения к храму в отеле пришлось заказать массаж с иланг-илангом. После этого я с новыми силами отправился в путь.

Виза не требуется, если пребывание в стране не превышает 1 месяца
Отель: 4* — от $60, 5* — от $120
Фаст-фуд: $3—5
Ресторан: от $20
Такси: 10 км — $4 (в час пик — $6)

Попробовать: малайское блюдо наси-лемак
Купить: галстук из ткани сонгкет
Посмотреть: новую столицу Путраджая
Посетить: пещеры Бату-Кейвз



Сингапур: без тормозов

К выставкам современного искусства, бесконечным шопинг-моллам и бесчисленным ресторанам добавилась ночная гонка Формулы-1.

Трассу Marina Bay проложили прямо по центру Сингапура. Для любого города нет выше туристического признания, чем право на проведение этапа Гран-при Формулы-1. А Сингапур, не имеющий особых природных богатств, давно зарекомендовал себя как туристический рай и именно за счет туризма обеспечивает себе выдающийся экономический рост.

Центр перекрывают за несколько дней до гонки, и я опасался, что не смогу попасть в отель. Но транспортные маршруты отлажены блестяще, путь от аэропорта до гостиницы занял всего полчаса: ту часть дорог, которая закрыта из-за гонок, компенсирует система соединенных между собой подземных парковок. На поворотах стоят указатели, объясняющие, какой отель или торговый центр находится над головой. Сказать, что в Сингапуре настоящий культ еды, — значит не сказать ничего.

Можно без опасений лакомиться на рынках в китайских кварталах или заглянуть в ресторан молекулярной кухни Clinic, где открытая кухня стилизована под реанимацию, столы как в операционной, вместо стульев позолоченные кресла-каталки, а некоторые молекулярные шедевры подают в шприцах. Несмотря на неаппетитную концепцию, дегустационное меню из 13 блюд восхитит гурманов.

А что же гонки? От рева двигателей формульных болидов не скрыться даже в высшей точке гигантского колеса обозрения Singapore Flyer. Зато оттуда хорошо видны изгибы трассы. Впрочем, я нашел лучшую точку обзора: с террасы отеля Mandarin Oriental Club просматривается один из самых опасных поворотов Marina Bay. Удивительное ощущение: попивать коктейль на лежаке у бассейна и следить за королевской гонкой. Я видел, как стремительно финишировал Фернандо Алонсо, и выпил очередной Singapore Sling за победу талантливого испанца. Пора паковать вещи: утром у меня самолет в Гонконг.

Водитель такси сразу спросил: «На Формулу приехали?» Весь город в эти дни только и говорил что о заездах. Все-таки это первый для Сингапура опыт, и обсудить происходящее хотелось всем. Узнав, что я из России, сингапурцы интересовались, есть ли русские пилоты. Объяснять каждому, что Роману Русинову не удалость сесть за руль формульного болида, потому что у Алекса Шнайдера не сложилось продолжительного владения командой Midland, надоедает. Но в душе остаетсянадежда, что так же стремительно, как Сингапур заполучил свою гонку, ситуация может поменяться. И, быть может, скоро Marina Bay будет принимать пилота из страны, известной своей любовью к быстрой езде.

Виза оформляется 4—10 дней, консульский сбор — $15
Отель: 4* — $100, 5* — $180
Фаст-фуд: $5—7
Ресторан: $50
Такси: 10 км — $6,5 (в час пик — $8,5)

Попробовать: краба в соусе чили
Купить: ручку из слоновой кости
Прокатиться: на колесе обозрения Singapore Flyer
Посетить: выставочный комплекс Containart



Макао: без азарта

В «китайский Лас-Вегас» стоит ехать не ради многоэтажных казино, а за непередаваемым миксом китайской и португальской культур.

Из Сингапура в Гонконг я летел около 4 часов. В аэропорту решил не проходить таможню и не получать багаж. Вместо этого я сразу купил билет на скоростной паром, перерегистрировал свой чемодан и уже менее чем через час направлялся в Макао.

Подходя с воды к вечернему Макао, понимаешь, почему этот город называют «азиатским Лас-Вегасом». Обилие, яркость, разнообразие и интенсивность иллюминации мгновенно напоминают об игорном американском оазисе даже тем, кто никогда не бывал в Неваде.

До прихода португальцев в начале XVI века Макао был поселением китайских рыбаков, промышлявших в Южно-Китайском море у устья Жемчужной реки. Лишь через 450 лет португальского владычества, в 1999 году, Макао получил статус Специального административного района Аомынь Китайской Народной Республики. На этом официально заканчивается история европейской колонизации Азии. На вопрос, многое ли поменялось с вхождением в состав Китая, маканцы отвечают, что практически ничего.

В Макао два официальных языка: китайский и португальский. Названия всех улиц написаны латиницей, поэтому ориентироваться просто. Начать осмотр города я решил с самой древней достопримечательности — китайского храма А-Ма, построенного в 1488 году в честь покровительницы моряков и рыбаков богини Мазу. Несколько часовен были возведены прямо у подножия холма, на вершине которого — позже — появилась католическая церковь Пенья. Ее строительство связано с красивой легендой: якобы уцелевший в страшный шторм капитан велел в благодарность за свое чудесное спасение выстроить храм. На протяжении веков церковь Пенья была для мореплавателей важнейшей местной святыней. Так что, по сути, китайский и католический — храмы-побратимы.

Христианских церквей за время своего правления португальцы в Макао построили немало. У каждой из них своя история. Например, в церкви Святого Доминика в начале XIX века располагалась первая типография, где печатали португальскую газету. А вот главная католическая святыня Макао сохранилась только в виде фасада. Полтора века назад собор Святого Павла сгорел практически дотла — выстояла лишь каменная фронтальная стена. Она стала визитной карточкой города.

Перед возвращением в отель я зашел в два музея. По иронии судьбы с Музеем Гран-при Макао соседствует… Музей вина! Неудивительно, что над входом в последний висит лозунг Never drink and drive («Не пей за рулем!»).

Разумеется, после сингапурской гонки меня как магнитом тянуло в Музей Гран-при. И пускай в Макао проводится этап не первой, а третьей Формулы — маканцы все равно относятся к своей трассе с большим пиететом. К тому же она считается одной из сложнейших в мире, именно отсюда начинают свой путь к славе все будущие звезды Формулы-1. Изучив фотографии, автомобили, отчеты, я понял, что пора сделать перерыв в культурной программе и решительным шагом направился в Музей вина.

В этом чудном месте моментально забываешь о шумных улицах португальско-китайского города, потому что попадаешь в мир португальского виноделия. Сначала мне показали массу стендов, посвященных истории напитка, потом предложили приступить к дегустации. Уверен, такого выбора сухих и крепленых португальских вин, какие я отведал в музее и потом нашел в магазине, не встретишь нигде, кроме самой Португалии.

Вдоволь нагулявшись за день, я отправился в свой третий за эту поездку Mandarin Oriental. За ужином я понял, что традиционная местная кухня не потребует от россиян никакой адаптации. После салата с маринованным осьминогом подали ассорти шашлыков: молодой цыпленок, сочная баранина и нежнейшая осетрина были такими привычными на вкус, как будто их готовил кто-то из наших мастеров мангала на даче в теплый летний вечер.

Перед посадкой на паром в Гонконг я все-таки решил посмотреть, что же такое знаменитые казино Макао, которыми 40 с лишним лет владеет местный игорный монополист Стенли Хо. В 2002 году лицензии на открытие игорных заведений стали давать всем желающим, но и после этого нововведения старик Хо удержал большую часть местного Вегаса в своих руках. Зайдя в нависающую над моим отелем стеклянную громаду The Sands, я понял две вещи: первое — насколько серьезен игорный бизнес и второе — как велико население Китая. В полуденный час практически все столы многоэтажного игорного центра были заняты гражданами Поднебесной.

Неудивительно, что в Макао продолжают строить новые отели и казино — клиентов у них точно не убудет.

Виза: выдается в Посольстве КНР или ставится на границе, консульский сбор — $12
Отель: 4* — от $80, 5* — от $140
Фаст-фуд: $5—7
Ресторан: $40
Такси: 10 км — $4,5 

Попробовать: сливочный десерт серрадура
Купить: китайский чай
Посмотреть: руины собора Св. Павла
Посетить: Музей Гран-при Макао



Гонконг: без наценок

Год здесь вмещает десятилетие, центр можно обойти не выходя на улицу, а шопинг поражает искушенных.

Между Гонконгом и Макао постоянно курсирует вертолетное такси, но добираться в четвертый пункт моего путешествия я снова предпочел на пароме. И еду прямиком в отель Mandarin. Ведь именно в Гонконге появилась первая гостиница этой сети, принадлежащей шотландской семье Кезвик. Тогда, полвека назад, 25-этажное здание отеля было самым высоким во всем городе, волны залива гуляли буквально в нескольких шагах от центрального входа, а на пирсе была пришвартована собственная лодка для переправы на материк. С тех пор насыпные сооружения отодвинули береговую линию примерно на километр, отель был полностью реконструирован, а весь город заполонили иглы небоскребов.

Центр Гонконга можно прошагать вдоль и поперек, практически не выходя на улицу. Все отели, торговые центры и офисные здания соединены системой переходов, а к району антикварных магазинов Hollywood road ведет самый длинный в мире эскалатор. Несмотря на первую ассоциацию, с американским центром кинопроизводства этот район никак не связан. Сама улица Hollywood road появилась на карте города в середине XIX века и была названа в честь фамильного имения под Бристолем второго губернатора Гонконга Джона Фрэнсиса Дэвиса. Свозить сюда предметы старины на продажу начали уже в те времена. Сейчас улица считается одним из главных центров антикварной торговли в мире.

Вообще же про Гонконг говорят, что это город, где в один год может быть спрессовано десятилетие. Правда, в XX веке под пресс строительной гонки попали многие достопримечательности: как сетуют гонконгцы, со старинными зданиями особо не церемонились. Только исторические постройки первой категории — вроде китайского храма Ман Мо — выстояли. Любопытно, что посвящен этот храм двум богам, литературы и войны, символизируя единство образования и силы. За лучшим видом Гонконга нужно ехать на пик Виктории. Доставляет на вершину фуникулерный трамвай Peak Tram — первый в городе общественный транспорт, открытый в 1888 году. Все главные музеи расположены на острове Коулун, каждые 20 минут туда ходит паром от Центрального пирса. Меня же совершенно поразили не музеи, а шопинг, причем высшего класса.

Многочисленные ювелирные магазины материковой части ослепляют блеском и разнообразием — не зря Гонконг исторически считается центром азиатской ювелирной торговли. Один знакомый греческий ювелир рассказал мне, что местные мастера считаются одними из лучших в мире, поэтому он сам проводит все самые серьезные экспертизы драгоценных камней исключительно в Гонконге.

Время неумолимо движется вперед, и вот я уже возвращаюсь в Москву. Если бы еще недавно мне сказали, что можно побывать за неделю в четырех азиатских мегаполисах, совершив шесть перелетов и две паромные переправы (причем с максимальным комфортом), я бы лишь рассмеялся. Но оказалось, стоит только задаться целью и поверить в свои возможности, как мечта тут же становится реальностью.

Виза оформляется в консульском отделе посольства КНР и стоит $30
Отель: 4* — от $100, 5* — от $160
Фаст-фуд: $6—8
Ресторан: $40
Такси: 10 км — $10,5 

Попробовать: пирожные из кондитерской Mandarin O riental
Купить: инкрустированные китайские палочки
Прокатиться: на старинном трамвае Peak Tram
Посетить: полуостров Коулун



14 января 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация