Москва
Москва
Петербург
Восточный экспресс

Восточный экспресс

Четыре азиатских мегаполиса за неделю? О таком путешествии можно не только мечтать.
Четыре азиатских мегаполиса за неделю? О таком путешествии можно не только мечтать: отметив на карте Куала-Лумпур, С ингапур, Макао, Гонконг и вооружившись расписанием всех видов транспорта, наш корреспондент отправился в путь.




Куала-Лумпур: без башен
На улицах кипит настоящая жизнь















Гонконг: без наценок
Шопинг поражает искушенных



Куала-Лумпур: без башен

Стоит ли тратить полдня, чтобы подняться на Petronas Towers, когда вокруг кипит настоящая жизнь?

Я поселился в отеле Mandarin Oriental в самом центре города. Буквально в двух шагах от гостиницы стоят прославившие столицу Малайзии башни Petronas Towers. Самый высокий в мире небоскреб построили в 1998 году по проекту архитектора Сезара Пелли, а названием комплекс обязан малайскому нефтегазовому гиганту Petronas — он целиком занимает одну из башен. «Близнецов» соединяет мост с закрытой смотровой площадкой. Чтобы попасть на нее, нужно с утра пораньше занять очередь, купить билет и пройти по нему в строго назначенное время. Слишком трудоемкое мероприятие, чтобы подняться даже не на 88-й, а лишь на 42 этаж. Не хотелось рассматривать Куала-Лумпур с высоты раскрученной смотровой площадки, пока внизу на улицах кипит настоящая жизнь.

Куала-Лумпур — город достаточно молодой, в 2007 году отметил 150-летие. Основан он был как поселение добытчиков олова, но достаточно быстро разросся и к концу XIX века стал столицей британского протектората — Малайской Федерации. Неоднократно меняя статус, в 1957-м Малайзия добилась независимости. Теперь здесь монархия. Нового короля выбирают каждые пять лет из наследных султанов девяти штатов. Быть избранным повторно невозможно. Поистине демократическая монархия. Но если есть король, значит, у него должен быть и дворец. Резиденция и правда есть, да только внутрь не пускают. И вообще оказалось, что этот комплекс зданий с садами построил в 1928 году китайский миллионер. Но уже буквально через несколько месяцев король переедет в собственный новый дворец — негоже монарху жить в бывшем частном имении.

Так и не попав в резиденцию, я отправился в Озерный парк Tasik Perdana. Газоны и аллеи, лодочные станции и детские площадки. И вдруг посреди площади — бронзовое изваяние, поражающее своими размерами: 15-метровый Национальный монумент. Скульптурная композиция изображает доблестных малайцев, павших во время Второй мировой и гражданской войны. Продолжая прогулку, я прошел через парк бабочек, сад орхидей и парк тропических птиц. На выходе из парка стоит сложная архитектурная конструкция с будто сложенной гармошкой блестящей голубой крышей. Определить, что это знаменитая Национальная мечеть, помог высокий минарет. Что и говорить, мода на модернистскую архитектуру в середине XX века проникла даже в ислам.

Солидную часть площади Независимости покрывает газон — во времена британского правления здесь была площадка Королевского крикетного клуба «Селангор». Теперь в здании клуба остался только Long Bar, куда по старинной традиции женщинам вход воспрещен. Правила колониальной эпохи гласят: «Во время просмотра матча мужчины выпивают и настолько увлекаются, что дамам негоже наблюдать за их буйным поведением». Нынешние футбольные болельщики, похоже, придерживаются той же модели поведения. Официальная религия Малайзии — ислам, но в 13 км от Куала-Лумпура находится одна из главных святынь индуизма — пещеры Бату-Кейвз. Чтобы попасть туда, надо подняться по 272 ступеням. У подножия лестницы стоит позолоченный бог войны Муруган. Несмотря на внушительный рост, выглядит он довольно миролюбиво, чего не скажешь о местных обезьянах. Фотоаппарат держите крепче — мартышки воруют.

После долгого восхождения к храму в отеле пришлось заказать массаж с иланг-илангом. После этого я с новыми силами отправился в путь.

Виза не требуется, если пребывание в стране не превышает 1 месяца
Отель: 4* — от $60, 5* — от $120
Фаст-фуд: $3—5
Ресторан: от $20
Такси: 10 км — $4 (в час пик — $6)

Попробовать: малайское блюдо наси-лемак
Купить: галстук из ткани сонгкет
Посмотреть: новую столицу Путраджая
Посетить: пещеры Бату-Кейвз



Сингапур: без тормозов

К выставкам современного искусства, бесконечным шопинг-моллам и бесчисленным ресторанам добавилась ночная гонка Формулы-1.

Трассу Marina Bay проложили прямо по центру Сингапура. Для любого города нет выше туристического признания, чем право на проведение этапа Гран-при Формулы-1. А Сингапур, не имеющий особых природных богатств, давно зарекомендовал себя как туристический рай и именно за счет туризма обеспечивает себе выдающийся экономический рост.

Центр перекрывают за несколько дней до гонки, и я опасался, что не смогу попасть в отель. Но транспортные маршруты отлажены блестяще, путь от аэропорта до гостиницы занял всего полчаса: ту часть дорог, которая закрыта из-за гонок, компенсирует система соединенных между собой подземных парковок. На поворотах стоят указатели, объясняющие, какой отель или торговый центр находится над головой. Сказать, что в Сингапуре настоящий культ еды, — значит не сказать ничего.

Можно без опасений лакомиться на рынках в китайских кварталах или заглянуть в ресторан молекулярной кухни Clinic, где открытая кухня стилизована под реанимацию, столы как в операционной, вместо стульев позолоченные кресла-каталки, а некоторые молекулярные шедевры подают в шприцах. Несмотря на неаппетитную концепцию, дегустационное меню из 13 блюд восхитит гурманов.

А что же гонки? От рева двигателей формульных болидов не скрыться даже в высшей точке гигантского колеса обозрения Singapore Flyer. Зато оттуда хорошо видны изгибы трассы. Впрочем, я нашел лучшую точку обзора: с террасы отеля Mandarin Oriental Club просматривается один из самых опасных поворотов Marina Bay. Удивительное ощущение: попивать коктейль на лежаке у бассейна и следить за королевской гонкой. Я видел, как стремительно финишировал Фернандо Алонсо, и выпил очередной Singapore Sling за победу талантливого испанца. Пора паковать вещи: утром у меня самолет в Гонконг.

Водитель такси сразу спросил: «На Формулу приехали?» Весь город в эти дни только и говорил что о заездах. Все-таки это первый для Сингапура опыт, и обсудить происходящее хотелось всем. Узнав, что я из России, сингапурцы интересовались, есть ли русские пилоты. Объяснять каждому, что Роману Русинову не удалость сесть за руль формульного болида, потому что у Алекса Шнайдера не сложилось продолжительного владения командой Midland, надоедает. Но в душе остаетсянадежда, что так же стремительно, как Сингапур заполучил свою гонку, ситуация может поменяться. И, быть может, скоро Marina Bay будет принимать пилота из страны, известной своей любовью к быстрой езде.

Виза оформляется 4—10 дней, консульский сбор — $15
Отель: 4* — $100, 5* — $180
Фаст-фуд: $5—7
Ресторан: $50
Такси: 10 км — $6,5 (в час пик — $8,5)

Попробовать: краба в соусе чили
Купить: ручку из слоновой кости
Прокатиться: на колесе обозрения Singapore Flyer
Посетить: выставочный комплекс Containart



Макао: без азарта

В «китайский Лас-Вегас» стоит ехать не ради многоэтажных казино, а за непередаваемым миксом китайской и португальской культур.

Из Сингапура в Гонконг я летел около 4 часов. В аэропорту решил не проходить таможню и не получать багаж. Вместо этого я сразу купил билет на скоростной паром, перерегистрировал свой чемодан и уже менее чем через час направлялся в Макао.

Подходя с воды к вечернему Макао, понимаешь, почему этот город называют «азиатским Лас-Вегасом». Обилие, яркость, разнообразие и интенсивность иллюминации мгновенно напоминают об игорном американском оазисе даже тем, кто никогда не бывал в Неваде.

До прихода португальцев в начале XVI века Макао был поселением китайских рыбаков, промышлявших в Южно-Китайском море у устья Жемчужной реки. Лишь через 450 лет португальского владычества, в 1999 году, Макао получил статус Специального административного района Аомынь Китайской Народной Республики. На этом официально заканчивается история европейской колонизации Азии. На вопрос, многое ли поменялось с вхождением в состав Китая, маканцы отвечают, что практически ничего.

В Макао два официальных языка: китайский и португальский. Названия всех улиц написаны латиницей, поэтому ориентироваться просто. Начать осмотр города я решил с самой древней достопримечательности — китайского храма А-Ма, построенного в 1488 году в честь покровительницы моряков и рыбаков богини Мазу. Несколько часовен были возведены прямо у подножия холма, на вершине которого — позже — появилась католическая церковь Пенья. Ее строительство связано с красивой легендой: якобы уцелевший в страшный шторм капитан велел в благодарность за свое чудесное спасение выстроить храм. На протяжении веков церковь Пенья была для мореплавателей важнейшей местной святыней. Так что, по сути, китайский и католический — храмы-побратимы.

Христианских церквей за время своего правления португальцы в Макао построили немало. У каждой из них своя история. Например, в церкви Святого Доминика в начале XIX века располагалась первая типография, где печатали португальскую газету. А вот главная католическая святыня Макао сохранилась только в виде фасада. Полтора века назад собор Святого Павла сгорел практически дотла — выстояла лишь каменная фронтальная стена. Она стала визитной карточкой города.

Перед возвращением в отель я зашел в два музея. По иронии судьбы с Музеем Гран-при Макао соседствует… Музей вина! Неудивительно, что над входом в последний висит лозунг Never drink and drive («Не пей за рулем!»).

Разумеется, после сингапурской гонки меня как магнитом тянуло в Музей Гран-при. И пускай в Макао проводится этап не первой, а третьей Формулы — маканцы все равно относятся к своей трассе с большим пиететом. К тому же она считается одной из сложнейших в мире, именно отсюда начинают свой путь к славе все будущие звезды Формулы-1. Изучив фотографии, автомобили, отчеты, я понял, что пора сделать перерыв в культурной программе и решительным шагом направился в Музей вина.

В этом чудном месте моментально забываешь о шумных улицах португальско-китайского города, потому что попадаешь в мир португальского виноделия. Сначала мне показали массу стендов, посвященных истории напитка, потом предложили приступить к дегустации. Уверен, такого выбора сухих и крепленых португальских вин, какие я отведал в музее и потом нашел в магазине, не встретишь нигде, кроме самой Португалии.

Вдоволь нагулявшись за день, я отправился в свой третий за эту поездку Mandarin Oriental. За ужином я понял, что традиционная местная кухня не потребует от россиян никакой адаптации. После салата с маринованным осьминогом подали ассорти шашлыков: молодой цыпленок, сочная баранина и нежнейшая осетрина были такими привычными на вкус, как будто их готовил кто-то из наших мастеров мангала на даче в теплый летний вечер.

Перед посадкой на паром в Гонконг я все-таки решил посмотреть, что же такое знаменитые казино Макао, которыми 40 с лишним лет владеет местный игорный монополист Стенли Хо. В 2002 году лицензии на открытие игорных заведений стали давать всем желающим, но и после этого нововведения старик Хо удержал большую часть местного Вегаса в своих руках. Зайдя в нависающую над моим отелем стеклянную громаду The Sands, я понял две вещи: первое — насколько серьезен игорный бизнес и второе — как велико население Китая. В полуденный час практически все столы многоэтажного игорного центра были заняты гражданами Поднебесной.

Неудивительно, что в Макао продолжают строить новые отели и казино — клиентов у них точно не убудет.

Виза: выдается в Посольстве КНР или ставится на границе, консульский сбор — $12
Отель: 4* — от $80, 5* — от $140
Фаст-фуд: $5—7
Ресторан: $40
Такси: 10 км — $4,5 

Попробовать: сливочный десерт серрадура
Купить: китайский чай
Посмотреть: руины собора Св. Павла
Посетить: Музей Гран-при Макао



Гонконг: без наценок

Год здесь вмещает десятилетие, центр можно обойти не выходя на улицу, а шопинг поражает искушенных.

Между Гонконгом и Макао постоянно курсирует вертолетное такси, но добираться в четвертый пункт моего путешествия я снова предпочел на пароме. И еду прямиком в отель Mandarin. Ведь именно в Гонконге появилась первая гостиница этой сети, принадлежащей шотландской семье Кезвик. Тогда, полвека назад, 25-этажное здание отеля было самым высоким во всем городе, волны залива гуляли буквально в нескольких шагах от центрального входа, а на пирсе была пришвартована собственная лодка для переправы на материк. С тех пор насыпные сооружения отодвинули береговую линию примерно на километр, отель был полностью реконструирован, а весь город заполонили иглы небоскребов.

Центр Гонконга можно прошагать вдоль и поперек, практически не выходя на улицу. Все отели, торговые центры и офисные здания соединены системой переходов, а к району антикварных магазинов Hollywood road ведет самый длинный в мире эскалатор. Несмотря на первую ассоциацию, с американским центром кинопроизводства этот район никак не связан. Сама улица Hollywood road появилась на карте города в середине XIX века и была названа в честь фамильного имения под Бристолем второго губернатора Гонконга Джона Фрэнсиса Дэвиса. Свозить сюда предметы старины на продажу начали уже в те времена. Сейчас улица считается одним из главных центров антикварной торговли в мире.

Вообще же про Гонконг говорят, что это город, где в один год может быть спрессовано десятилетие. Правда, в XX веке под пресс строительной гонки попали многие достопримечательности: как сетуют гонконгцы, со старинными зданиями особо не церемонились. Только исторические постройки первой категории — вроде китайского храма Ман Мо — выстояли. Любопытно, что посвящен этот храм двум богам, литературы и войны, символизируя единство образования и силы. За лучшим видом Гонконга нужно ехать на пик Виктории. Доставляет на вершину фуникулерный трамвай Peak Tram — первый в городе общественный транспорт, открытый в 1888 году. Все главные музеи расположены на острове Коулун, каждые 20 минут туда ходит паром от Центрального пирса. Меня же совершенно поразили не музеи, а шопинг, причем высшего класса.

Многочисленные ювелирные магазины материковой части ослепляют блеском и разнообразием — не зря Гонконг исторически считается центром азиатской ювелирной торговли. Один знакомый греческий ювелир рассказал мне, что местные мастера считаются одними из лучших в мире, поэтому он сам проводит все самые серьезные экспертизы драгоценных камней исключительно в Гонконге.

Время неумолимо движется вперед, и вот я уже возвращаюсь в Москву. Если бы еще недавно мне сказали, что можно побывать за неделю в четырех азиатских мегаполисах, совершив шесть перелетов и две паромные переправы (причем с максимальным комфортом), я бы лишь рассмеялся. Но оказалось, стоит только задаться целью и поверить в свои возможности, как мечта тут же становится реальностью.

Виза оформляется в консульском отделе посольства КНР и стоит $30
Отель: 4* — от $100, 5* — от $160
Фаст-фуд: $6—8
Ресторан: $40
Такси: 10 км — $10,5 

Попробовать: пирожные из кондитерской Mandarin O riental
Купить: инкрустированные китайские палочки
Прокатиться: на старинном трамвае Peak Tram
Посетить: полуостров Коулун



ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация