Москва
Москва
Петербург
«Сталинград» Федора Бондарчука: первые впечатления

«Сталинград» Федора Бондарчука: первые впечатления

Кинокритик Sobaka.ru Дмитрий Буныгин одним из первых попал на предпремьерный показ блокбастера Федора Бондарчука.

В обрамляющих картину эпизодах пожилой и умудренный МЧС-ник развлекает попавшую под завал молодую немку долгой и невнятной повестью с обескураживающим концом: было у него пять отцов, да сгинули все как один в кровавой пыли Сталинграда. И если зритель в кинозале еще может, набравшись наглости, смотаться с сеанса, то погребенной под обломками жертве только и остается, что затверживать родословную зануды из «чрезвычайки».

Итак, их было пятеро. Капитан Громов (Петр Федоров), гоп-снайпер Мишка Чванов (Дмитрий Лысенков), болеющий горлом солист филармонии Александр Никифоров (Алексей Барабаш), блаженненький командир орудия Василий Поляков (Андрей Смоляков) и, собственно, биологический папа спасателя — деревенский увалень Сережа Астахов по прозвищу «Тютя» (Сергей Бондарчук-младший). Пес Войны, Шут, Русский Медведь, Пьеро и Соль Земли соответственно. Плюс Девушка — 19-летняя хозяйка осажденного дома, очистить который поклялся Интеллигентный Нацистский Офицер, явившийся сюда из «Пианиста» Полански (да еще и в исполнении того же актера — европейской звезды класса «B» Томаса Кречманна).

Четвертый полный метр Федора Бондарчука — вызывающе компактное кино, сочетающее холодный блеск пышных спецэффектов, словно по линейке распределенных в замкнутом пространстве «Сталинграда», и нищету нарративной структуры. При всей убедительности визуальной части немало каверзных вопросов в первую очередь возникает к так называемой «драматургии». Например — «А был ли сценарий?». Вероятно, его сожгли уже в ходе второй недели съемок. Как следствие, намеченные образы фантастической пятерки добрых молодцев низводятся до примитивных масок, а сами одномерные — вопреки 3D-формату — персонажи кажутся усталыми животными, готовящимися к спячке.

В отсутствие развивающихся характеров и конкурентоспособных коллизий фильм выглядит солидной, но бездушной панорамой: эстетическая достоверность отдельных деталей не в состоянии скрыть безликости механизма-массива. В качестве мемориального комплекса эта гипербюджетная IMAX-презентация неприемлема, надо полагать, по соображениям общепринятой морали. Возмутительным для многих образом тема обреченного романа между «немецкой подстилкой» Марией и фашистским капитаном Петером Каном, собственноручно ввергшим в огненный армагеддец целую дивизию советских мальчишек, становится центральной и единственной неусыпной в этом не будимом взрывами сонном царстве. По чаянию авторов, «Сталинград» должен «в игровой форме привить молодежной аудитории патриотические чувства». Спишем это на изящную шутку Роднянского: во время просмотра за вражеского офицера переживаешь острее, чем за всех наших Мишек и Васек, вместе взятых.

Сюжетные линии после пары привлекающих внимание конвульсий повисают плетью, как отнявшиеся руки. Горе-рассказчик перебивает себя, перескакивает с третьего на десятое, то увлекаясь подробностями, то тараторя по всем фронтам разом, пока Анджело Бадаламенти, композитор двух нот и тысячи аранжировок, тонким слоем размазывает блеяния мосфильмовского оркестра. Получается «в общем и целом» — жаль, эту фразу-паразит Мишки Чванова не сделали официальным слоганом. В финале происходит неизбежное: закадровый голос Бондарчука вкрадчиво начитывает шаблонную бессмыслицу о «миллионах, погибших за нашу страну». Замыкают мертвый круг этого меланхоличного боевика вокальные излишества Земфиры в отношении «Легенды», одной из лучших военных песен группы с неуместным в данном контексте названием «Кино».

Материал сайта Sobaka.ru 

26 сентября 2013,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация