Москва
Москва
Петербург
8 причин, из-за которых страдает искусство

8 причин, из-за которых страдает искусство

Разведенные отцы Британии привлекают внимание к своим проблемам вандализмом. Мы вспомнили, кто еще и зачем атаковал искусство.

Семейные проблемы: разведенные отцы и «Телеги для сена»

Британская группа «Fathers4Justice» выступает за предоставление отцам распавшихся семей равного с матерями доступа к детям. Хотя организация существует уже десять лет, этим летом ее участники решили использовать для достижения цели искусство. 28 июня член «Fathers4Justice» Пол Мэннинг приклеил снимок своего сына к картине Джона Констебла «Телега для сена» в Лондонской национальной галерее. Ранее, 13 июня, разгневанный отец Тим Харрис краской из балончика написал «Помогите!» на портрете королевы Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве. На прошлой неделе, 7 июля, активисты пообещали испортить десять тысяч «Телег для сена», ради привлечения внимания к проблеме.

Религия: Верещагин, Курбе и чувства верующих

В октябре 1885 года в Вене открылась выставка отечественного баталиста Василия Верещагина. Его картины из «Евангельского цикла» очень не понравились кардиналу Гангльбауеру. Сначала он потребовал убрать полотна из экспозиции, а получив отказ, опубликовал в местной прессе гневное письмо, где обвинял художника в кощунстве. Вскоре нашелся фанатичный монах, который защитил веру, облив «Святое семейство» и «Воскресение Христово» кислотой. Обе работы были уничтожены.

Уже в 1909 году некий добропорядочный католик приобрел работу Гюстава Курбе «Возвращение кюре с приходской конференции» (1862), и уничтожил ее как антицерковную. Французский реалист изобразил священников пьяными, еле волокущимися по проселочной дороге, кстати, изначально рассчитывая на резкую реакцию.

Феминизм: Венера и женское избирательное право

10 марта 1914 года суфражистка Мэри Ричардсон зашла в Лондонскую национальную галерею, прихватив с собой нож для разделки мяса. «Жертвой» активистки стала «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса. Ричардсон ударила по живописному телу богини семь раз. Она объяснила агрессию к «самой прекрасной женщине античных мифов» протестом против ареста лидера суфражисток Эммелин Панкхерст, «самой прекрасной личности современности».

Политика: Русалочка и исламофобия

Скульпура «Русалочка» Эдварда Эриксена страдала не меньше, чем ее прототип из сказки Ганса Христиана Андерсена. Ей зачем-то отпиливали голову, ее измазывали краской и взрывали, прикрепляли к руке фаллоимитатор. Вандализму с определенной задумкой статуя подверглась в 2004 году. Неизвестные нарядили ее в паранджу и прикрепили табличку «Турция в ЕС?» (в тот период активно шли переговоры по этому вопросу).


Тщеславие: мастера и самозванцы

Довольно часто картины подвергаются атакам людей, относящих себя к художникам. Последний резонансный случай произошел 7 октября 2012 года в лондонской галерее Tate Modern. Гражданин Польши Владимир Уманец, объявивший себя представителем «йелоизма», маркером расписался на картине Марка Ротко «Черное на коричневом», обозначив в углу холста свое имя, год и определение «Потенциальный кусок желтизны». «Йелоист» беспрепятственно покинул галерею, успел дать интервью, но все же был задержан. Пространством для творчества ранее становилась картина Малевича «Супрематизм», на которой в 1997 Александр Бренер нарисовал знак доллара. В «Фонтан» Дюшана (по виду самый настоящий писсуар) в качестве художественного акта в 1993 помочился Пьер Пиночелли. В 2006 он же разбил молотком другой вариант писсуара.

Безумие: Дюрер, Репин, Рембрандт и впечатлительные психопаты

Но чаще всего с ножами, кислотой и молотками на произведения искусства бросаются психически нездоровые посетители, которые не могут мотивировать свои поступки. Таким был, например, иконописец и старообрядец Абрам Балашов, который 13 января 1913 года с криком «Довольно крови! Долой кровь!» изрезал картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года» (Третьяковская галерея). Или некий Вильгельм фон Райк, в 1975 году «по приказу Христа» ударивший ножом картину Рембрандта «Ночной дозор» (Государственный музей, Амстердам).

Другой шедевр голландца — «Даная», — уже в Эрмитаже 15 июня 1985 года облил кислотой и порезал инженер завода радиотехники Бронюс Майгис. У него диагностировали вялотекущую шизофрению и отправили лечиться. На реставрацию картины ушло 12 лет.

Но настоящий рекордсмен «искусства ради искусства» — Ханс-Йоахим Больманн. В течение жизни (а прожил он 72 года) немец облил серной кислотой 56 живописных и графических изображений, включая работы Рембрандта и Дюрера. Больманн отсидел три срока в тюрьме и регулярно лечился в психиатрических клиниках.

Мораль: защитники нравственности и обнаженные тела

Показательно, что вандалы, оправдывающие свои действия защитой нравственности, тоже не совсем здоровы.

Например, Кэри Джедсон Ворбингтон, житель города Омаха. В 1890 году он взял стоящий в зале музея стул и бросил его в салонную и довольно приторную картину «Возвращение весны» (1886) Вильяма Бугро. Холст почти не пострадал. Мужчина объяснил, что подобные изображения он встречал в «доме с дурной славой» и не хотел бы, чтобы его мать или сестра видели работы, наполненные такой неприкрытой сексуальностью. На суде его признали невменяемым, а вскоре после этого Ворбингтон покончил с собой.

Наша современница Сьюзан Бернс в апреле 2011 года в Вашингтонской национальной галерее неожиданно набросилась на картину Поля Гогена «Две таитянки» (1899) и начала молотить кулаками по защитному экрану. Позже она объяснила, что «Гоген — это зло». Во-первых, он изобразил обнаженных женщин, во-вторых, выглядят они «очень гомосексуально». Но все прояснилось окончательно, когда Бернс рассказала полиции, что «она от ЦРУ» и в голове у нее радио.

Невежество: уборщица и художница

Иногда акт вандализма обусловлен исключительно благими намерениями и осуждать таких вандалов даже странно. Комичный случай произошел в 2001 году в лондонской галерее «Eyestorm». Уборщица Эммануэль Асаре сгребла в кучу и выбросила часть инсталляций Дэмиена Херста, решив, что горы окурков, пивных бутылок и стаканчиков от кофе — последствия бурного открытия выставки.

А 80-летнюю испанку Сесилию Хименес расстраивало, что краска на фреске Элиаса Гарсиа Мартинеса «Се человек» (в храме недалеко от Сарагоса) осыпается и никого это не беспокоит. В августе 2012 она, вооружившись красками и кистями, самостоятельно «отреставрировала» изображение. Получилось у старушки очень забавно, но сама она осталась недовольна и обратилась с раскаянием в центр по охране культурных памятников.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация