Мода умирает последней | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Мода умирает последней

Светлана Куницына   20 ноября 2008
4 мин
На Западе входят в моду дешевые вещи. В России Luxury Village в «Сельпо» пока не переименовали. Сменят ли когда-нибудь вывеску?

Фотограф: Алексей Седов
Стилист: Галина Смирнская
Модели: Дарья Иванова и сергей Замураев (Eagle Model Agency)

В столицах моды — от Нью-Йорка до Токио — паника: магазины практически опустели, продавцы скучают, а покупатели не спешат раскошеливаться. Модная индустрия в опасности — так оценивают ситуацию байеры и дизайнеры. Но сочувствия у здравомыслящих людей эти апокалиптические прогнозы не вызывают. Как вам нравится хлопковая майка (Balmain), украшенная художественными прорехами, за 1500 долларов? А ведь это самая дешевая из возможных — с пайетками стоит в два раза дороже. Похоже, модная индустрия этот кризис заслужила. Но сдаваться явно не собирается. И вот уже появилась непереводимая игра слов: fashionista — recessionista. Звучит как здоровая реакция на ухудшение экономического климата. А на деле дает шопоголикам прикрытие для очередного похода в магазин. Рецессия против fashion. Политкорректно, но неубедительно.

Кризис всегда означает перемены. И необязательно к худшему. Balmain сейчас — одна из самых модных марок. Но байеры не спешат закупать платья по 20 000 долларов, потому что знают — неразумно дразнить гусей в трудные времена. Налицо неизбежные проблемы: как заставить покупателей выложить денежки за предметы отнюдь не первой необходимости в тот момент, когда даже самые обеспеченные из них не спешат достать из кармана бумажник? И как планировать закупки на весну, когда зимние коллекции «зависли» в торговых точках? Осенью товаров в среднем было продано на 15% меньше, чем в разгар прошлого сезона. И это только начало. После осенних показов в Париже многие байеры оповестили дизайнеров, что подождут с закупками до весны. До лучших времен? По оценкам экспертов, байеры сократили закупки коллекций на треть. Не потому ли на показах в Париже — Милане лица главных редакторов глянца не выражали прежней спокойной уверенности в завтрашнем дне? Ведь и рекламы теперь будет очевидно меньше.

Эксперты предрекают, что нынешние рождественские распродажи будут наименее успешными за два с половиной десятилетия. И хотя монстры люкса утверждают, что их обороты только увеличились (многие стараются вложить деньги в разумное, доброе, вечное), сокращение штатов и рецессия не за горами. Султана Брунея на всех не хватит. Покупатель, увешанный пакетами, сегодня спешит, скорее всего, не за покупками. Возможно, он торопится сдать купленные вещи обратно.

Мода, как никакая другая индустрия, зависит от кредитов и инвестиций. Ведь дизайнеры закупают ткани и отшивают коллекции заранее — по крайней мере за полгода. А что, если банки приостановят кредиты? А оптовики не смогут расплатиться за коллекции, которые поступили в магазины в этом сезоне? Тогда многие из создателей коллекций столкнутся с проблемой выживания.

Но где же обещанные кризисом хорошие новости? Они тоже есть. Во-первых, у доблестных представителей модной индустрии явно поубавится спеси. И цены наконец станут более реалистичными. А во-вторых, сложившаяся ситуация заставит байеров обратить внимание на новые имена, поскольку только незашоренные известностью молодые дарования способны завлечь покупателей в магазины.

Покупатели же разделятся на две категории. Подавляющее большинство скажет тратам «прости», перейдет на вечную классику и перестанет воротить нос от демократичных Topshop или Zara. Меньшинство не захочет идти на поводу у обстоятельств и окончательно перейдет в разряд эксцентриков. Это трудно, но возможно: секонд-хенды на Западе уже переполнены всевозможным дизайнерским барахлом, которое можно купить за бесценок.

Но это у них. А у нас? Пока есть газ, мы идем своим путем. В самый разгар мирового экономического кризиса в Москве состоялась презентация журнала Shopping Guide. Надо ли упоминать, что Оксана Робски получила золотые часы в подарок? А главный редактор нового издания посоветовала россиянам вкладывать деньги в сумки, часы и обувь, ведь «их не протанцуешь». И все же надежда на оздоровительный эффект кризиса умирает последней. На Западе — новое поветрие: «рецессионисты» (в прошлом «фэшионисты») соревнуются, кто дешевле купит. Хочется верить, что когда-нибудь эта симпатичная тенденция докатится и до нас.

Читайте также:
Русские дизайнеры: что носить зимой
Кризис — легкий, как пух
Беби-бум в отдельно взятом городе