Москва
Москва
Петербург
Алвис Херманис: «Человеку очень трудно стать счастливым»

Алвис Херманис: «Человеку очень трудно стать счастливым»

Чуть ли не главное событие сезона — «Рассказы Шукшина».
В одном из своих интервью вы говорили о том, что «театр требует спокойствия и особого ритма города». Москва способствует творчеству?

Не очень. В большом городе заниматься такими интровертными вещами, как театр, это плыть против течения. Я имею в виду не театр как шоу, а что-то глубокое. Конечно, самое лучшее творить в совсем маленьких городах, где ты всех зрителей лично знаешь. Но там возникнут другие проблемы — не будет хватать публики на спектаклях.

В прессе «Рассказы Шукшина» уже окрестили самой ожидаемой премьерой года. Вам льстит такое внимание?

Я к этому особенно не подключаюсь. Эти эпитеты — такие журналистские трюки, тем более в Москве, где все построено на ожидании успеха и преподносится с большим шумом.

Вас просто очень любят в Москве. Не боитесь, что после премьеры начнут переманивать в какой-нибудь московский театр?

Нет никаких причин, чтобы я поменял свой театр, — для меня это уже как семья, все-таки мы десять лет вместе.

Если не ошибаюсь, проект Театра Наций — это тот редкий случай, когда вы работаете без своих актеров.

Не совсем так. В последние годы я делаю по одному-два спектакля за границей с незнакомыми актерами. Такая практика имеет как свои минусы, так и плюсы. Главный плюс в том, что я узнаю что-то новое не только как профессионал, но и как человек. Для меня спектакль — это всегда коллективное творчество, но за границей не всегда получается создать команду. В Москве это удалось. Я могу с уверенностью сказать, что кроме меня и моего помощника по сценографии у «Рассказов Шукшина» есть еще восемь соавторов. И уже сейчас ясно, что этот спектакль будет очень-очень русским, не только по внешним признакам, но и по энергетике.

Команда собралась очень интересная: мастера и совсем юные актеры. Удалось ли вам создать паритетные отношения между ними?

Я с самого начала сказал актерам, что желательно было бы, чтобы этот спектакль в финале выглядел как какая-нибудь студенческая работа. В хорошем смысле слова. Обычно студенты отличаются особенной связью — «один за всех и все за одного». И я понимаю, что те актеры-мастера, с которыми я работаю — не только Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, но и Юля Свежакова, и Саша Гришин, — с самого начала очень хотели вернуться к такому принципу работы и студенческим отношениям внутри команды. Так что каких-то фокусов, которые часто происходят со знаменитостями, вообще не наблюдается. По своему опыту я могу сказать, что актеры действительно большие ведут себя в работе как студенты, они открыты, восприимчивы, незащищены. В качестве примера я могу назвать Вию Артмане, которая сыграла две свои последние театральные роли в моих постановках. Она вела себя на репетициях как начинающая. Я никогда ни до, ни после не видел актрису, которая так страшно волновалась перед выходом на сцену. Актеры, которые на сцену выходят с самоуверенностью — это мертвые актеры. В Москве я много таких видел, да и везде таких хватает.

Когда вы предложили творческой группе отправиться на Алтай, по шукшинским местам, это было воспринято с энтузиазмом или были вопросы — а зачем нам вообще это нужно? Ведь нечасто режиссеры сегодня практикуют такие вещи.

По-другому и быть не могло. Это абсолютно необходимая стадия, через которую надо было пройти. Если у кого-то возникло бы недоумение — он просто не участвовал в этой команде. Это же очень интересно — исследовать до самых малых подробностей материал, почти как Шерлок Холмс. И я почему-то не хочу верить, что такой практики нет в Москве.

Какие-то вещи, увиденные во время поездки, войдут в спектакль?

Конечно, и песни, и разные детали войдут. Рассказы Шукшина почти всегда основывались на невыдуманных случаях. Нам даже повезло встретить некоторых из реальных прототипов его героев. Что меня особенно удивило в этих людях — это их специальное чувство юмора, без которого они и слова не скажут.

У Шукшина деревенский человек, попадая в город, все равно стремится обратно, к корням своим, истокам.

Мне кажется, что высокомерие, которое присутствует у нас, городских, по отношению к деревенским, есть и у них в нашу сторону. Я интересовался самим Шукшиным и его поведением в Москве — он чувствовал себя здесь некомфортно, всегда был в оборонительной стойке. В деревне мне сказали, что он сравнивал свое состояние с тем, когда ты стоишь на берегу реки и одна нога на земле, а другая в лодке. Вот про это и спектакль. Когда я отбирал рассказы, меня интересовала прежде всего тема противостояния города и деревни. Шукшин, конечно же, на стороне деревни.

А вы?

Я тоже, несмотря на то что городской человек. Мне кажется, город себя исчерпал. Со временем его законы существования становятся все менее гуманными, и это не среда для людей. Чем больше город, тем он хуже. Человеку очень трудно стать счастливым, а в большом городе это особенно тяжело.

Рецензия на спектакль «Рассказы Шукшина» в Театре Наций
14 ноября 2008,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация