Королевский заем | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Королевский заем

  1 сентября 2008
6 мин
Королевский заем
До 16 ноября в Кремле проходит выставка «Два века британской моды».

Впервые в Москве показывают знаменитую коллекцию костюма из лондонского Музея Виктории и Альберта. «Самая великая одежда была создана в XVIII веке: идеально скроена и безупречно сшита», — считает бунтарка Вивиенн Вествуд. Ксения Трушина исследовала музейные экспонаты, а Лидия Шамина сравнила их с работами современных дизайнеров и отследила степень творческого плагиата.

Специально для выставки, которая пройдет с 5 сентября по 16 ноября в Кремле, отобрали 86 образцов мужского и женского платья ХVIII и ХIХ веков, аксессуаров и тканей. Кажется, что ни один современный дизайнер не прошел мимо этого изобилия. Тюрбаны и полонезы из китайского расписного шелка в немного потертом виде словно сошли с показа «Восточного экспресса» Джона Гальяно. А платья фасона sack-back и мужские сюртуки напоминают о легендарной коллекции «Англомания» Вивиенн Вествуд. Обуви на выставке всего десяток пар. Интересно, каково было ходить в ней , если до ХIХ века туфли не делались специально для левой и правой ноги? В чудных изделиях из дерева, кожи, бархата и железа — паттенах — узнаешь прародителей наших калош. А громоздкие золотые бляхи на мокасинах — вовсе не ноу-хау от Gucci или Baldinini, в XVIII веке пряжки на обуви свидетельствовали о статусе их владельца (некоторые наши современники еще во власти этих предрассудков).

Треть экспонатов — ткани. Каждый образец уникален, ведь ткань с тем или иным рисунком изготавливалась с таким расчетом, чтобы ее хватило не более чем на четыре платья. Английские модницы выкладывали огромные деньги за эксклюзив.

Часть экспонатов попала в музей благодаря знаменитому магазину «Харродз». В 1913 году его владельцы не допустили продажи коллекции одежды театрального художника Толбота Хьюза некоему американскому нуворишу. «Харродз» приобрел редкое собрание и передал его в дар Музею Виктории и Альберта. Кружева из этой коллекции просто уникальны.

Универсальная корзина
Подробнее

Имперский бюст
Подробнее

Двойной стандарт
Подробнее

Фрачная пара
Подробнее

Игра в воланы
Подробнее

Не только шмотки
Подробнее

Подробнее о выставке «Два века британской моды» Слева: платье, Британия, 1760-е гг., шелк — 1740-е гг.
Справа: Джон Гальяно, Дом моды Christian Dior, 2004

Универсальная корзина
Гениальный и ужасно хулиганистый Джон Гальяно в молодости был прилежным парнем и месяцами просиживал в залах отдела моды V&A, зарисовывая и запоминая хиты старинной моды. Например, кринолины, а точнее широченные юбки, поддерживаемые каркасом (cage crinoline) из тонкой металлической проволоки, — бестселлер дамской моды 1860-х.

Любовь к кринолинам арт-директор парижского Дома моды Christian Dior демонстрирует едва ли не в каждой коллекции. Правда, до прямых заимствований опускается редко: кринолины Гальяно распускаются не там, где принято, а в самых неожиданных местах. На бедрах, на коленях и даже на середине голени. Носить такое невозможно: даже на показах у каждой модели всегда под рукой парочка кавалеров.

В начало Слева: вечернее платье, Британия, 1821—1823. Ручная работа
Справа: платье из коллекции Жан-Поля Готье, 2007

Имперский бюст
Силуэт ампир, хит наполеоновских времен, то и дело возвращается в моду. И это понятно: самое интересное место дамского тела подается в максимально привлекательном виде — снизу все тщательно подчеркнуто и обтянуто, чтобы сверху, «на балкончике», воцарилась сущая благодать для нескромных мужских взоров. Обыграть это замечательное портновское изобретение стремятся даже те, кто в провокативности не замечен. Как, например, Диана фон Фюрстенберг, хотя ее главное завоевание, практичное платье-халат, никак не вяжется с понятием куртуазности. А вот известный дамский угодник Жан-Поль Готье для гламура фасончик ампир оснастил шелковым бантиком и посвятил своей любимице Мадонне, создав в ее честь целую коллекцию, хитом которой стала Мадонна в ореоле в платье с бледно-желтым бантом под грудью (на фото вверху).

В начало Слева: женские туфли с паттенами, Британия, 1730—1750
Справа: туфли Casadei, 2008

Двойной стандарт
Нам сейчас даже не хочется представлять, каково было перемещаться по булыжным мостовым XVIII века: лужи, грязь, нечистоты под ногами были делом обычным. Совсем не для шелковых туфелек ручной работы. Предприимчивые модницы придумали сверху и выбиться в лидеры. Режиссер жилетных амбиций Анн Демельмейстер в этом шоу достигла совершенства, умело играя с цветом, кроем и длиной. А вообще эта парочка — прародитель мужского костюма-тройки. оберегать шедевры башмачников двойной подошвой с завязками, этакой прабабушкой калош, которые скидывали на руки горничным, едва войдя в дом. Грязи и пыли в современном мегаполисе тоже хватает, а потому вполне дальновидно обзавестись туфельками с двойной платформой: нижняя — рабочая, а над ней — нарядно-парадная (туфли Casadei на фото). Девчонки из XVIII века идею подали, но до такого как-то не додумались, а жаль: и практично, и стройнит!

В начало Слева: придворный кафтан и жилет, Британия, 1795—1804
Справа: коллекция Анн Демельмейстер, 2008

Фрачная пара
Спор о том, что важнее, фрак или жилет, не нами начат. А вельможными модниками, для которых жилет был практически как message миру — кто ты, сколько стоишь и чего ждешь от этой жизни. То, что сверху, конечно, важно, но то, что выглядывало из-под, обладало массой смыслов и оттенков: жилет мог выглядеть нахально-залихватски, небрежно-дендистски или глупо-пафосно. В зависимости от этого его вышивали и украшали замысловатыми пуговицами. Сегодня жилет такой важной роли не играет. Зато охотно перемещается с мужских животов на дамские, отчаянно силясь освободиться от старшего брата сверху и выбиться в лидеры. Режиссер жилетных амбиций Анн Демельмейстер в этом шоу достигла совершенства, умело играя с цветом, кроем и длиной. А вообще эта парочка — прародитель мужского костюма-тройки.

В начало Слева: Дневное платье, Британия, 1877—1879
Справа: платье Роберто Кавалли, 2006

Игра в воланы
Воланам в истории моды отведено почетное место палочки-выручалочки: если надо эффектно украсить рукава, воротник, а также незамысловатый фасон, эти вьющиеся подручные всегда наготове — материала много не требуют, а шика хоть отбавляй. И ведь умеют так расположиться, что вдруг становятся главным действующим лицом, задвигая куда подальше крой, отделку и прочие дизайнерские ухищрения. Эта воланская хитрость легко завладела даже таким маститым профи, как Роберто Кавалли: казалось бы, что общего между романтическими воланами и простеньким ситчиком в клетку? А поди ж ты, как смотрится мини-платье в сине-белую клетку с вертикально расположенными вдоль застежки воланами!

В начало Не только шмотки
Коллекция костюма — малая часть экспозиции Музея Виктории и Альберта, основанного в 1837 году. Музей изначально был учебной коллекцией Школы дизайна, в которую приобретались лучшие образцы изделий из дерева, металла, ткани, а также картины, рисунки, гравюры и скульптуры. Модные платья приобретались музеем лишь в том случае, если ткани, из которых они были выполнены, представляли эстетическую или техническую ценность. Но взгляды менялись: мода на историческую живопись и дотошность английских театральных постановщиков заставили-таки собирать коллекцию платьев как таковых.

В начало