Интервью: Оксана Бычкова | Кино | Time Out

Интервью: Оксана Бычкова

  18 августа 2008
4 мин
Интервью: Оксана Бычкова
Режиссер комедийной мелодрамы объясняет, чего хочет женщина.

Злобные критики, которые не любят хорошее и доброе кино, обзывали ваш первый фильм «Питер FM» « клюквой». Как вы думаете, почему русскому интеллектуалу так трудно принять что-нибудь позитивное и открытое? Откуда такое стремление к сложной интриге, триллеру, пафосу и трагизму?

Ну не у всех такое стремление. Наше кино славится лирическими комедиями. Например, фильмы Данелии, который собственно и ввел этот жанр в советское кино. Они и добрые, и смешные. Или, например, «Мой друг Иван Лапшин» Германа, где две трети фильма люди дурачатся. И начинается все с розыгрыша, с изображения самолета. Юмор ни одному фильму еще не мешал. Если говорить о том, что я делаю, то это лирические комедии, которые требуют поэтического взгляда на мир. И поверьте, этот жанр по-прежнему ценится зрителями.

Поэтического или поверхностного? Фильм получился действительно смешным, но иногда кажется, что кино сделано только ради удачных шуток и возможности показать любимых артистов.

Да, наш сюжет может показаться несколько легковесным. Но если бы мы начали копаться во внутреннем мире главного героя, как, например, происходит в моей любимой мелодраме «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри, то получилась бы не комедия, а сага о приключениях шизофреника в Москве. А если бы в этом была основная интрига, то не было бы места главной героине, которую так замечательно сыграла Мадлен Джабраилова. Нашей целью было показать, как близость двух противоположных людей способна перевернуть их мир.

Вы имеете в виду счастье героини, которое наступило после похода в ресторан, бутылочки винца и хорошего секса с симпатичным иностранцем?

Если внимательно смотреть кино, то героиню больше преображает совместная работа с Томом на кукольном семинаре. Попав в сумасшедшую, праздничную атмосферу клоунов и дураков, героиня, у которой отсутствует чувство юмора, вдруг начинает замечать, что жизнь наполнена интересными смешными моментами. Вместо очередной толстой книги Маша открывает мир вокруг.

Но тем не менее преображение произошло наутро после ночи любви…

Да, конечно. Но стоит ли говорить, как в жизни бывает… Разве в «Служебном романе» героиня Фрейндлих преображается не после визита Новосельцева к ней в гости? На женщину даже больше влияет не сам секс, а то, что мужчина начинает проявлять к ней постоянный интерес и заставляет ее эмоционально раскрыться.

Я знаю, что сперва вы пригласили на роль Тома Джереми Дэвиса, но не сработались с ним. Что же там произошло?

Он вообразил, что должен сыграть мессию, который научит русских людей правильно жить. В итоге в тех местах, где он обращается к студентам, для которых по сюжету проводит семинар, Джереми сделал огромные дидактические вставки о правильной жизни. В моем понимании, для кино, тем более для лирической комедии, это неприемлемо. Это был бы фильм Джереми Дэвиса, а не Оксаны Бычковой.

Кроме проблем с исполнителем главной роли, в начале съемочного процесса вы сломали ногу, а последние кадры снимали без оператора-постановщика…

У оператора был конфликт с одним человеком из съемочной группы. И я до последнего не верила, что он не выйдет на смену. Но это произошло. И в итоге доснимали со вторым оператором. А со сломанной ногой было и тяжело, и легко — жалея меня, все старались максимально точно исполнить мои указания, и получилось отлично.

Что значит «Плюс один»?

«Плюс один» значит «плюсадин». Это выражение поддержки, то есть «Я согласен, и мне хорошо».

В какую аудиторию вы метили этим фильмом?

Да тут нет никаких возрастных, социальных или еще каких-либо ограничений. Главное, чтобы этот фильм прошел не через голову, а через сердце. Так что я советую людям, которые в кино смотрят только шедевры, на него не ходить.