Главные оперные события сентября
Чтобы попасть на «Чародейку» в Большом театре или «Пеллеаса и Мелизанду» в Музыкальном, билеты надо покупать уже сейчас.

Есть считаное количество европейских столиц, где на концерты или оперные спектакли принято приходить «наобум» — покупая билет за пятнадцать минут до начала, и до недавнего времени Москва входила в их число. Теперь все стремительно меняется: завсегдатаи филармонических залов и оперных театров стараются озаботиться вопросом контрамарок заранее — и это абсолютно правильно: на хорошие события перед началом остаются исключительно самые дорогие билеты; еще дороже, но на более дешевые места можно купить билет у спекулянтов с рук — но на это соглашаются только отчаянные иностранцы.

Уже в сонном августе есть несколько поводов навестить кассы столичных театров и концертных залов — в частности, Большой театр открывает сезон 15 сентября своей последней премьерой — несколько спектаклей «Чародейки» Чайковского проведет Александр Лазарев, чей авторитет высок как никогда, а в двух из них (15 и 18 сентября) можно будет услышать последнее открытие Большого — молодое сопрано Анну Нечаеву, сверкнувшую в заглавной роли и, по мнению критиков, «вынесшую на себе» сложнейшую оперу с путаным и патологически кровавым сюжетом. Чуть позже в афише Большого появится никогда не надоедающая «Богема» Пуччини — из двух спектаклей 22 и 23 сентября люди знающие наверняка выберут первый — в нем главные роли отданы великолепному лирическому тенору Алексею Долгову и превосходному сопрано из Мексики Айлин Перез.

Не отстает и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко — 28 сентября он открывает сезон серией спектаклей «Пеллеас и Мелизанда» (28, 30 сентября, 2 октября): в свое время постановка Оливье Пи наделала в Москве много шума (по сути, публика впервые увидела оперную продукцию высокого европейского класса, но сделанную московским театром), а дирижер — мировая знаменитость Марк Минковски — стал настоящей сенсацией. Сейчас все повторится вновь: Минковски за дирижерским пультом, в главных ролях — приглашенные певцы из Франции (пока что не сообщается, кто именно) и ощущение того, что ты не в Москве, а где-нибудь в Париже или Лионе.

Из событий первой половины месяца, о билетах на которые совершенно точно лучше позаботиться сейчас, а не пару недель спустя: Большой фестиваль Российского национального оркестра, проходящий с 8 по 23 сентября в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Программа довольно пестрая, но способная угодить самым разным вкусам. Для серьезной публики — концерт-открытие с Владимиром Юровским за дирижерским пультом (8 сентября): бывший главный приглашенный дирижер РНО по-прежнему верен своим творческим принципам — хитовую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича он противопоставляет абсолютно неизвестной в России Шестой симфонии английского классика первой половины ХХ века Ральфа Воана-Уильямса. Далее по маршруту — английский ансамбль London Winds под управлением известного кларнетиста и дирижера Майкла Коллинза (9 сентября) и долгожданное появление худрука и главного дирижера оркестра Михаила Плетнева: на протяжении последних пяти-шести лет усердно пополняющий свой оперный репертуар Плетнев на этот раз избирает абсолютный шлягер — «Евгения Онегина» Чайковского (13 сентября). Состав исполнителей внушает самые оптимистические ожидания — молодые, но уже опытные и приобретшие настоящий лоск солисты театра «Новая опера» Игорь Головатенко (Онегин) и Алексей Татаринцев (Ленский), опытнейшие Ирина Удалова из Большого театра (Няня) и Ксения Вязникова из «Геликона» (Ларина, помещица), а в роли Татьяны и просто заявлена звезда — американское сопрано русского происхождения (как она называется во всех биографиях) Дина Кузнецова. Москвичка по рождению и выпускница оперной студии при чикагской Лирической опере, Кузнецова за последние десять-пятнадцать лет успела появиться на Глайндборнском оперном фестивале, в Баварской государственной опере, нью-йоркской Metropolitan Opera, лондонском Covent Garden — но, по иронии судьбы, никогда не пела в Москве, хотя однажды ее пыталась заманить Московская филармония на концертное исполнение «Ромео и Джульетты» Гуно. Впрочем, лучше поздно, чем никогда, — и давно ожидаемый дебют в коронной партии русского оперного репертуара под управлением одного из самых маститых российских дирижеров наверняка не пройдет незамеченным.

На фото: Дина Кузнецова