Интервью: Тимур Бекмамбетов | Кино | Time Out

Интервью: Тимур Бекмамбетов

  7 июля 2008
6 мин
Интервью: Тимур Бекмамбетов
Режиссер «Особо опасного» относится к американской киноиндустрии без пиетета.

«Особо опасен» — это режиссерское кино или продюсерское, насколько сильно студия вмешивалась в процесс съемок и монтажа?

В том и дело, что не было никакого вмешательства или давления со стороны Universal. Миф о голливудских боссах-тиранах для меня после этого фильма окончательно рухнул. С первого до последнего дня работы у меня было ровно столько полномочий и ответственности, сколько требуется режиссеру. Мне помогали во всем. И даже после появления в фильме Джоли, когда бюджет вырос практически в три раза, я не почувствовал, что что-то изменилось.

У вас вообще была задача создать какие-то характеры или вы старались делать чисто экшен?

«Особо опасен» нельзя назвать экшеном чистой воды. Жанр фильма — скорее драма с элементами экшена и триллера. Там есть все, что есть в хорошем боевике, но ядро фильма все же в истории об обретении человеком самого себя. Все главные роли фильма — драматические, характерные.

Еще ссылки по теме:
Фильм«Особо опасен»
Тревожное прошлое Анджелины Джоли


Но при этом мне не приходилось ни на кого давить. К примеру, когда мы встретились с Джоли в первый раз, я очень подробно рассказал ей о роли. Получив ее согласие, мы ни на шаг не отступали от оговоренного — она создавала тот образ, о котором мы с ней договорились. То же самое с Макэвоем и Фриманом.

Были какие-то сложности в работе с американскими актерами?

Для меня все актеры — боги, на которых зритель приходит молиться. Неважно, российские или голливудские. Это всегда загадка, мистика, нечто, что ты не до конца можешь контролировать. Возможно, такое мое отношение продиктовано тем, что в режиссуру я пришел из художников. Но при этом в Голливуде, о ком бы ни шла речь — в том числе и об Анджелине Джоли, — на площадку приходит не звезда, а обычная нормальная актриса, которая что-то фантазирует, придумывает. Словом, работает, а не показывает себя. Конечно, иногда приходилось идти на какие-то компромиссы. А иногда наоборот — специально их избегать.
Так, например, случилось, когда мы снимали сцену перестрелки в супермаркете. По моей задумке было так: Анджелина прячется за полками, а пуля, летящая в нее, пробивает и взрывает стоящие за ее спиной коробки и вылетает прямо перед ее лицом. Но обсудить заранее эту сцену с ней мы не успели. Так что когда Анджелина приехала на площадку, все уже было подготовлено к взрывам. Я встретил ее, рассказал, как и что мы планируем снимать, а она предложила, чтобы пуля пролетала незаметно, без взрывов, и выскакивала как бы неожиданно. Мне этот вариант понравился, и по-хорошему так было правильнее, элегантнее. Но что делать с пиротехниками, которые работали всю ночь? Сказать им, что делаем иначе? Или сказать Анджелине: «Нет, будет как я решил»? Непонятно. Словом, я просто решил оставить все как есть и ничего ей не говорить. А во время съемки, когда пуля летела, как мы и задумали, мы крупным планом получили лицо Анджелины со всей ее ненавистью и презрением к нам. Идеальный кадр, как раз то, что нужно…

Еще ссылки по теме:
Фильм«Особо опасен»
Тревожное прошлое Анджелины Джоли

Отличается ли концептуально англоязычная версия от российской?

Концептуально — нет. Это невозможно. Отличаются только рекламные кампании фильма.

И да, конечно, всем интересно — какая она, Джоли, на площадке — такая же божественная, как на экране?

Джоли — актриса невероятной силы. Она все время существует для публики. В ней нет ни тени фальши. На вопрос, в чем заключается магия Анджелины, можно ответить стихами Пастернака:
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века,
Как играют овраги,
Как играет река,
Как играют алмазы,
Как играет вино,
Как играть без отказа
Иногда суждено…

Куда вы собираетесь двигаться дальше — в сторону голливудского лоска или отечественной ядреной фактуры?

Честно говоря, я с удовольствием вернулся бы в рекламу, но там, к сожалению, несколько иные бюджеты. А вообще, если серьезно, то отечественное направление мне нравится больше. Там я всего лишь нанятый режиссер, здесь — вполне самостоятельный продюсер. К тому же голливудское кино достигло своего максимума. Ему некуда больше расти. Поэтому скоро все силы, таланты, идеи устремятся в Россию. Это будет очень интересно, и я с нетерпением этого жду.

Ну а в России вы будете делать космополитичное кино или все-таки намеренно русское?

А я не знаю. Я делаю то, что мне нравится. Воплощаю в жизнь идеи, которые меня занимают. С одной стороны, мне дико интересно работать в Голливуде, снимать кино по-западному, но с другой — я не делаю при этом ничего, что было бы для меня противоестественно. Строго говоря, история про мистическое братство ткачей-киллеров в «Особо опасном» заинтересовала бы меня не меньше, если бы была предложена в России. И не думаю, что здесь я хотел бы снять ее иначе, чем получилось сделать это там.
Меньше всего хотелось бы собственными руками навешивать на себя какие-то штампы — русский, голливудский, казахский. Это неважно. А главное, это совершенно неинтересно зрителю. Проблематика фильма актуальна и для Америки, и для Европы, и для России. Это главная проблема современного среднего класса — как вырваться из своего офисного отсека, из системы, которая загоняет человека в тюрьму своих клеток? Как перестать существовать по чужим правилам и начать жить по своим, найдя свое предназначение? Что лучше: стабильность без перспектив или реальный риск, дающий шанс найти?

Вы вообще как-то чувствуете национальные особенности российского кино, можете сформулировать, в чем они?

Наша главная национальная особенность — в организации съемочного процесса. Я не сразу это понял и поначалу пытался работать в Голливуде так же, как привык в России. У нас принцип простой: хочешь получить желаемое — заказывай в пять раз больше. Я так и делал. И сильно удивлялся тому, что все пожелания исполняются точно до мелочей. Слава богу, я быстро перестроился и понял принцип работы на Западе: все четко спланировано и расписано буквально по секундам. Не скажу, что в России такое невозможно. Просто для них это норма, а для нас — исключение из правил и встречается крайне редко.

Еще ссылки по теме:
Фильм«Особо опасен»
Тревожное прошлое Анджелины Джоли