Москва
Москва
Петербург
Интервью: Тимур Бекмамбетов

Интервью: Тимур Бекмамбетов

Режиссер «Особо опасного» относится к американской киноиндустрии без пиетета.
«Особо опасен» — это режиссерское кино или продюсерское, насколько сильно студия вмешивалась в процесс съемок и монтажа?

В том и дело, что не было никакого вмешательства или давления со стороны Universal. Миф о голливудских боссах-тиранах для меня после этого фильма окончательно рухнул. С первого до последнего дня работы у меня было ровно столько полномочий и ответственности, сколько требуется режиссеру. Мне помогали во всем. И даже после появления в фильме Джоли, когда бюджет вырос практически в три раза, я не почувствовал, что что-то изменилось.

У вас вообще была задача создать какие-то характеры или вы старались делать чисто экшен?

«Особо опасен» нельзя назвать экшеном чистой воды. Жанр фильма — скорее драма с элементами экшена и триллера. Там есть все, что есть в хорошем боевике, но ядро фильма все же в истории об обретении человеком самого себя. Все главные роли фильма — драматические, характерные.


Еще ссылки по теме:
Фильм«Особо опасен»
Тревожное прошлое Анджелины Джоли


Но при этом мне не приходилось ни на кого давить. К примеру, когда мы встретились с Джоли в первый раз, я очень подробно рассказал ей о роли. Получив ее согласие, мы ни на шаг не отступали от оговоренного — она создавала тот образ, о котором мы с ней договорились. То же самое с Макэвоем и Фриманом.

Были какие-то сложности в работе с американскими актерами?

Для меня все актеры — боги, на которых зритель приходит молиться. Неважно, российские или голливудские. Это всегда загадка, мистика, нечто, что ты не до конца можешь контролировать. Возможно, такое мое отношение продиктовано тем, что в режиссуру я пришел из художников. Но при этом в Голливуде, о ком бы ни шла речь — в том числе и об Анджелине Джоли, — на площадку приходит не звезда, а обычная нормальная актриса, которая что-то фантазирует, придумывает. Словом, работает, а не показывает себя. Конечно, иногда приходилось идти на какие-то компромиссы. А иногда наоборот — специально их избегать.
Так, например, случилось, когда мы снимали сцену перестрелки в супермаркете. По моей задумке было так: Анджелина прячется за полками, а пуля, летящая в нее, пробивает и взрывает стоящие за ее спиной коробки и вылетает прямо перед ее лицом. Но обсудить заранее эту сцену с ней мы не успели. Так что когда Анджелина приехала на площадку, все уже было подготовлено к взрывам. Я встретил ее, рассказал, как и что мы планируем снимать, а она предложила, чтобы пуля пролетала незаметно, без взрывов, и выскакивала как бы неожиданно. Мне этот вариант понравился, и по-хорошему так было правильнее, элегантнее. Но что делать с пиротехниками, которые работали всю ночь? Сказать им, что делаем иначе? Или сказать Анджелине: «Нет, будет как я решил»? Непонятно. Словом, я просто решил оставить все как есть и ничего ей не говорить. А во время съемки, когда пуля летела, как мы и задумали, мы крупным планом получили лицо Анджелины со всей ее ненавистью и презрением к нам. Идеальный кадр, как раз то, что нужно…


Еще ссылки по теме:
Фильм«Особо опасен»
Тревожное прошлое Анджелины Джоли

Отличается ли концептуально англоязычная версия от российской?

Концептуально — нет. Это невозможно. Отличаются только рекламные кампании фильма.

И да, конечно, всем интересно — какая она, Джоли, на площадке — такая же божественная, как на экране?

Джоли — актриса невероятной силы. Она все время существует для публики. В ней нет ни тени фальши. На вопрос, в чем заключается магия Анджелины, можно ответить стихами Пастернака:
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века,
Как играют овраги,
Как играет река,
Как играют алмазы,
Как играет вино,
Как играть без отказа
Иногда суждено…

Куда вы собираетесь двигаться дальше — в сторону голливудского лоска или отечественной ядреной фактуры?

Честно говоря, я с удовольствием вернулся бы в рекламу, но там, к сожалению, несколько иные бюджеты. А вообще, если серьезно, то отечественное направление мне нравится больше. Там я всего лишь нанятый режиссер, здесь — вполне самостоятельный продюсер. К тому же голливудское кино достигло своего максимума. Ему некуда больше расти. Поэтому скоро все силы, таланты, идеи устремятся в Россию. Это будет очень интересно, и я с нетерпением этого жду.

Ну а в России вы будете делать космополитичное кино или все-таки намеренно русское?

А я не знаю. Я делаю то, что мне нравится. Воплощаю в жизнь идеи, которые меня занимают. С одной стороны, мне дико интересно работать в Голливуде, снимать кино по-западному, но с другой — я не делаю при этом ничего, что было бы для меня противоестественно. Строго говоря, история про мистическое братство ткачей-киллеров в «Особо опасном» заинтересовала бы меня не меньше, если бы была предложена в России. И не думаю, что здесь я хотел бы снять ее иначе, чем получилось сделать это там.
Меньше всего хотелось бы собственными руками навешивать на себя какие-то штампы — русский, голливудский, казахский. Это неважно. А главное, это совершенно неинтересно зрителю. Проблематика фильма актуальна и для Америки, и для Европы, и для России. Это главная проблема современного среднего класса — как вырваться из своего офисного отсека, из системы, которая загоняет человека в тюрьму своих клеток? Как перестать существовать по чужим правилам и начать жить по своим, найдя свое предназначение? Что лучше: стабильность без перспектив или реальный риск, дающий шанс найти?

Вы вообще как-то чувствуете национальные особенности российского кино, можете сформулировать, в чем они?

Наша главная национальная особенность — в организации съемочного процесса. Я не сразу это понял и поначалу пытался работать в Голливуде так же, как привык в России. У нас принцип простой: хочешь получить желаемое — заказывай в пять раз больше. Я так и делал. И сильно удивлялся тому, что все пожелания исполняются точно до мелочей. Слава богу, я быстро перестроился и понял принцип работы на Западе: все четко спланировано и расписано буквально по секундам. Не скажу, что в России такое невозможно. Просто для них это норма, а для нас — исключение из правил и встречается крайне редко.


Еще ссылки по теме:
Фильм«Особо опасен»
Тревожное прошлое Анджелины Джоли

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация