Москва
Москва
Петербург
Такая история

Такая история

Итальянец Алессандро Барикко написал краткую историю первой половины ХХ века на примере жизни одного чудака.

У Либеро Парри было 26 коров, и они приносили ему неплохой доход. Но он решил продать стадо и устроить у себя в коровнике гараж и автомастерскую. Как-никак, на дворе стоял 1904 год, по дорогам Европы колесили «дитрихи», «мерседесы» и «рено», в Италии вовсю строился завод Fiat, и старине Либеро захотелось идти в ногу со временем. Вот только незадача — в округе нет ни одного автомобиля, да и какой идиот заедет в эти Богом забытые болота? Но один все-таки заехал — граф д’Амброзио, аристократ, гонщик и в душе такой же безумец, как и сам Либеро Парри. Чудаки нашли друг друга и составили дуэт, который участвовал вместе в разнообразных ралли на радость сыну Либеро по имени Последний. Парадоксальным образом так в итальянских семьях называют первенцев, на которых родители собираются остановиться. Именно Последний и станет героем абсурдистского романа, которым знаменитый итальянский писатель сводит счеты с ХХ веком.

Назвав роман «Такая история», Барикко как бы говорит: у меня нет для вас другой истории, каким был век — таков и роман. Постоянный прогресс и постоянный, с каждым годом лишь усиливающийся абсурд. Что в мире нелепо, в Италии нелепо вдвойне, зато уроженцы Апеннин умеют смеяться над собой.

Вместе с Последним мы пройдем по ХХ веку, повествование будет перескакивать через десятилетия, будут меняться рассказчики, и в финале мы получим этакий рентгеновский снимок столетия. Барикко отлично умеет описывать прогресс по-итальянски: «В тот день в деревне показывали кино. Его привез зять мэра, Бортолацци, который торговал постельным бельем и разъезжал по всей Италии. Связь между ним и кино была очевидна: экраном могла служить только хорошая простыня. Была и неочевидная связь: в Милане у Бортолацци жила любовница, работавшая билетершей в кинотеатре “Люкс”, поэтому он считал себя причастным к миру кино».

Интересный симптом: современные писатели, популярные и талантливые, из романа в роман только и делают, что сводят счеты со всем глупым, нелепым, хвастливым, спесивым, что они замечают в характере и жизни своих сооотечественников. Почитайте цикл романов суперпопулярного испанца Артуро Переса-Реверте про капитана Алатристе: каких только гадостей не говорит романист про родную Испанию и национальный испанский характер: ленивые, тяжелые на подъем. Вот и итальянец Барикко для своих находит скорее насмешки, чем славословия. Между тем никто в родной стране не обвиняет его в итальянофобии. Наоборот, издают, читают и хвалят. Понимают, что эта критика — от любви.

29 августа 2007,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Такая история

Такая история

Итальянец Алессандро Барикко написал краткую историю первой половины ХХ века на примере жизни одного чудака.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация