Москва
Москва
Петербург
«Вы потом такого не увидите»

«Вы потом такого не увидите»

Режиссер спектакля «Старуха и…» Александр Пепеляев о своем театре «Кинетик» и о том, что делает его особенным.
Химик по первому образованию и режиссер по второму, ученик Анатолия Васильева, Александр Пепеляев одним из первых в нашей стране начал заниматься современным танцем. Сейчас он живет в Таллине и в Москве бывает нечасто. «Старухи» больше года не было в Москве.

— Ваш театр не раз менял названия. Почему бывший «Аппаратус» и «Кинетик» превращался в Театр форм и фигур?

— Все названия (был еще «Апарт» или, например, «Sleepdancers») каким-либо образом отражают соотношения в системе «человек – объект – среда», а два последних элемента тотально переменились с 1994 года (первый спектакль в библиотеке СТД), да и третий тоже. Впрочем, сейчас спираль возвращается, и «Кинетик» снова в ходу.

Вы часто выбираете тексты Хармса в качестве исходной точки для сочинения спектакля. Считаете ли вы, что в нашей жизни слишком много абсурда или, наоборот, его слишком мало?

— Из-за того, что я часто к нему обращаюсь, вовсе не следуют выводы про количество абсурда. У меня нет амбиций по поводу увеличения или уменьшения общей массы его, скорее меня интересует тот факт, что он помогает острее и болезненнее ощутить реальность.

— Артисты в «Старухе» находятся в постоянном диалоге с графикой. Что дают видео и компьютерная техника хореографу и что отбирают у него?

— Ну, вот раньше был театр при свечах, а потом придумали электричество. Что это дало хореографу? Ничего не дало, как танцевали, так и продолжили. Просто поменялось сознание. И сейчас тоже так. Глобально меняется сознание, что, в свою очередь, меняет драматургию, которую, кстати, в визуальном театре надо называть как-то иначе, непонятно как… Конструкцией зрительного ряда — скучно, складыванием исчезающих в следующую секунду картинок — неполно, провокацией ассоциаций — ну, не знаю…

— Зрители после спектакля идут домой и обсуждают «Старуху» — предположим, вы идете следом и случайно слышите разговор. Какую оценку своей работы вы сочли бы очень лестной, а на какую разозлились бы?

— Вопрос в некотором роде провокационный, и как говорит Сакердон Михайлович в «Старухе»: «Спросить человека, веруете ли вы в Бога, — поступок бестактный и неприличный». Мне довольно часто приходится разбирать этюды и работы студентов, и кажется, что самый эффективный (приятный или неприятный, неважно) резонанс возникает, если пытаться понять, что человек хотел в работе сказать. С такой точки зрения однозначные реакции «гениально» или «омерзительно» — скучны, предвзяты, плюс к этому или приторны, или попахивают, а самое, наверное, лестное не «сразупослеспектакльное» мнение, а вот если вдруг на следующий день наступает некая рефлексия.

— Что главное должен знать о вашем спектакле зритель, еще ни разу не видевший ваших постановок?

— Может быть, то, что он и потом такого не увидит? Или потому что не пойдет, или потому что не найдет…
31 января 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация