Три холма, охраняющие край света
В своем новом романе Михаил Успенский смешивает жанры - альтернативную историю, антиутопию и детектив.

Москва потеряла статус российской столицы. Все началось с того, что в реку съехала пара небоскребов, затем начала рушиться вся инфраструктура, потом из города смылись все богачи и на его территории установилась анархическая республика. За это же время быстро расцвели Питер и города Золотого кольца. Правда, порядка в России от этого никак не прибавилось. Перед нами не беллетристическая агитка Объединенного гражданского фронта, а зачин романа Михаила Успенского, культового автора российского фэнтези.

Красноярский прозаик Успенский прославился в 90е, когда в соавторстве с Андреем Лазарчуком выпустил роман "Посмотри в глаза чудовищ". Не менее популярной была богатыр ская трилогия про Жихаря, на писанная Михаилом уже само стоятельно. Эти его сочинения представляли собой настоящий слоеный пирог. Сверху - фэнтези на славянскую тему. Внутри - изящные шутки для ценителей: например, идолы изваяния ученого культуролога Проппа, расставленные вдоль дорог сказочного мира. Им надо было прино сить жертвы - пересказывать популярные сюжеты масскульта и масслита.

За трилогией последовали еще два романа про тот же мир, правда, уже с новыми героями, - ударный "Белый хрен в конопляном поле" и не очень удачный, оборванный на середине - "Невинная девушка с мешком золота". В декабре прошлого года по интернет форумам любителей фантастики прокатилась весть, что Успенский закончил новую книгу, - многие полагали, что это будет продолжение "Невинной девушки". Однако перед нами история про совершенно другой мир.

Здесь футболисты влиятельнее, чем президенты, антиглобалисты сметают города с лица земли, из фонтанов бьют струи дешевого вина, а монстр Ктулху уже проснулся. Но главное событие романа - это ограбление века, произошедшее в Барселоне: из супермузея украли несколько редчайших экспонатов. На месте преступления находят улику - детскую картинку с изображением трех холмов. Следы ведут в Россию, а распутывают дело русская художница Лида, шотландский аристократ Теренс и испанский сеньор Давила.

Герои подобрались ярче некуда: Лида безбашенна и красива, Теренс туповат и труслив, а Давила полностью соответствует своей фамилии. Изящные шутки, афоризмы, стихи, приключения, погони - за джентльменским набором хорошего романа чувствуется безумная усталость человека, который все это придумал.

Возможно, дело в том, что изменился объект пародии. В первых книгах Успенский подхихикивал над всемирной эпидемией "толкиенизма". В "Трех холмах... " автор опробовал два новых объекта насмешек - городские антиутопии и юмористичес кий детектив. Но, кажется, оба эти жанра еще недостаточно закостенели и обросли канонами, чтобы начать над ними смеяться.

Спецпроект

Загружается, подождите ...