Гомер. Илиада | Главное | Time Out
Главное

Гомер. Илиада

Михаил Визель   23 мая 2007
1 мин
Гомер. Илиада
Гомеровский эпос, уместившейся в полторы сотни страниц размером с ладонь, где все события пересказываются от первого лица - в 14 монологах и трех диалогах.

49-летний Алессандро Барикко — прямой потомок Пруста и Манна, уточенный европейский писатель, чьи небольшие романы прочитываются перед сном за вечерок-другой и оставляют короткое приятное послевкусие. Точно таково и его последнее сочинение — пересказ "Илиады".

Гомеровский эпос уместился в полторы сотни страниц размером с ладонь, сцены с участием олимпийских богов из текста были выброшены, а все события пересказываются от первого лица — в 14 монологах и трех диалогах. Утрата бога, оживляж, "Гомер" за 15 минут — словом, какая-то энциклопедия современного американизированного бескультурья, настоящий подарок обличителям западной бездуховности. Все так — но Барикко, по его собственным словам, хотел создать не шпаргалку для нерадивых школьников, а версию "Илиады", пригодную для публичного театрального чтения, и поэтому распределил текст "по ролям".

В послесловии автор раскрывает сверхзадачу предпринятого им эксперимента: вычленить в "Илиаде" среди бесконечных описаний героев, крошащих друг друга в капусту, "красоту отсутствия войны". Так что с духовностью и гуманизмом у него тоже все в порядке. В очередной раз убеждаешься: европейцы умеют обращаться со своим культурным наследием.