Москва
Москва
Петербург
Тик

Тик

Отличный ура-публицистический роман с конспирологическим скелетом и некрофильским колоритом.
Чудо свершилось - ту мысль, которую соавторы Гаррос-Евдокимов терзали если не с "Головоломки", то уж с "Серой слизи" точно, Евдокимов додумал-таки до конца. Причина повсеместного загнивания людей и продуктов в мире-супермаркете наконец найдена, и нечего сокрушаться, насколько она проста и обидна.

Все начинается замечательным летним утром, когда человек просыпается в чужой ванной с жесточайшего бодуна. Среди последствий вчерашнего веселья находится труп в гостиной. Далее проходим по ссылке на несколько лет вперед, когда героиня, в меру преуспевающая московская кинокритикесса и сценаристка, узнает о том, что ее "бывший" свалил в неизвестном направлении, прихватив что-то около полумиллиона чужих баксов. Роман построен как путешествие по интернет-страничке или заковыристый фильм - с наездами, флешбэками и перекрестным опылением гиперссылок. Сюжет вращается вокруг расследования на маргинальном синефильском сайте "тайной истории кино"; эта аббревиатура - ТИК - и вынесена в заглавие. Помимо того, два ключевых персонажа страдают тиком реальным: у одной дергается веко, у другого - аж пол-лица.

По версии сумасшедших киноманов, важнейшее из искусств является родом дьявольского искуса, основной пружиной заговора против человечества. Автор вываливает на читателя такое количество леденящих кровь историй про отработанных кинопромом маньяков и некрепких на голову индивидуумов, которые после просмотра очередного нуарного шедевра прямо из кинозала отправлялись крошить сограждан в капусту, что где-то к середине ясно - именно хвост и виляет собакой.

Интрига выстроена хитро и ловко, потому, преодолев нога за ногу первые страницы, выполненные с узнаваемой неряшливой экспрессией, ввинчиваешься в повествование, как штопор в пробку, и назад уже никак - приходится не только открыть, но и немедленно выпить. А там и автор разогревается - где-то со второй трети динамика романа нарастает, да и по вкусу языка - существенно лучше. Хотя эффект, описанный в излюбленном персонажами "Тика" афоризме - "сто грамм - не стоп-кран, дернешь - не остановишься", тоже нельзя исключать.

Киноманьяки на сайте СинеКинокриТик фобия.ру кличут друг друга куда как готично - в глазах рябит от дэдмэнов, псов-призраков и прочей масс-культурной чертовщины. Подвох, правда, ощущается сразу, и вряд ли кто-то удивится тому, что большая часть персонажей "в реале" - тоже в том или ином смысле покойники. Все это напоминает историю про то, как некто очень хочет снять в России фильм Deadman, а получается все равно "Живой"; или, если точнее, - вообще "Жмурки": здравствуйте, мол, товарищи мертвые.

У Евдокимова вышел отличный ура-публицистический роман с конспирологическим скелетом и некрофильским колоритом, в принципе присущим нашей беспредельной во всех смыслах отчизне. Попутно автор то и дело посылает разнообразные алаверды фигурантам российского кинопроцесса и просто "добрым знакомым". И выглядит это не то чтобы умильно. Мизантропии в романе, что называется, с горочкой. Тут на ум приходит очевидная сентенция о столкновении мощного и темпераментного, но - рационализма, с принципиально неподотчетной ему русской действительностью. Да и принцип "умом Россию не понять" по-прежнему работает. Но это скорее вопрос происхождения и развития идеи. Сам же автор к последним страницам приходит к страшноватому именно своей очевидностью выводу, что человек человеку зверь, причем в первую очередь, а социальный дарвинизм под оберткой "культуры супермаркета" никак не способствует воспитанию духа.

20 марта 2007,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Тик

Тик

Сольный дебют Алексея Евдокимова в большой форме. Роман со сложным переплетением судеб, таинственными убийствами и исчезновениями.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация