Наркомат Просветления
Малоизвестный факт: в ноябре 1910 года в дом начальника станции Астапово Липецкой губернии, где умирал Лев Толстой, прибыли не только его домочадцы, ученики и журналисты, но и киношники-документалисты. Волей Кена Калфуса в числе этих стрингеров оказался московский паренек Николай Грибшин ассистент оператора французской студии "Братья Патэ". Он проявляет себя человеком, тонко чувствующим дух времени. Известно, что прибывшая в Астапово Софья Андреевна тщетно умоляла ближайшего помощника и душеприказчика Толстого пустить ее к своему умирающему мужу. Грибшин придумал гениальный, чисто кинематографический ход, предложив графине постановочную сцену: она (под объективом камеры) подходит к дверям дома, стучится, после чего следует пауза (а на экране затмение, обозначающее ход времени) и умиротворенная Толстая отходит от двери. Фирма "Патэ" получала эксклюзивную хронику, а Софья Андреевна иллюзию примирения с супругом в глазах зрителей. Никто из свидетелей этой сцены не осознал важности произошедшего кроме рябоватого кавказца по кличке Коба, прибывшего в Астапово с намерением конвертировать возможные массовые беспорядки в революционное восстание.
Кино важная часть культуры и менталитета американцев. Может быть, поэтому трехлетней давности дебютный роман пятидесятилетнего писателя из Нью-Йорка (успевшего пожить в Париже, Дублине, Белграде и Москве) строится по лекалам фильма. В нем четыре части, действие каждой происходит на своей площадке: Астапово, 1910; занятый большевиками монастырь, 1919; Арбат и Александровский сад, 1921; Горки, 1924. Крупные планы чередуются с общими, лапидарные диалоги с эротическими кадрами и лирическими флешбэками.
Для Николая (ставшего после Октября большевистским комиссаром) кино не просто "важнейшее из всех" революционных искусств. Оно само инструмент преобразования действительности. Эту нехитрую мысль автор проводит через всю свою книгу, от гротескной сцены, в которой юная киноэнтузиастка во имя "женского просвещения" устраивает для крестьянок показ самодельной порнографии, до жутковатого кадра в Горках, где мы видим героя в спальне умирающего Ильича. "Мало сделать вождей известными, размышляет Николай, надо при помощи сюжетов сфабриковать им характерные образы". Роман написан на русском материале (и с хорошим его знанием), но американцем и для американцев. Так что разоблачениями сталинизма дело тут не ограничивается: похоже, автор метит в кого-то поближе.