Москва
Москва
Петербург
«Мы испытываем на себе посттоталитарный синдром»

«Мы испытываем на себе посттоталитарный синдром»

Режиссер Адольф Шапиро о работе над спектаклем «Rock`n`roll» и о том, как музыка влияет на судьбы стран.
— «Западный» взгляд европейца Тома Стоппарда на недавнюю историю оказался вам близок?

— Взгляд Стоппарда не западный, а человеческий. Это взгляд художника, который хорошо знает природу социальных процессов, как власть играет людьми. «Rock’n’roll», как и все произведения Стоппарда, удивляет меня двумя вещами: с одной стороны, знанием предмета, а с другой — артистизмом диалогов и парадоксальностью мышления автора. И еще — сложной конструкцией пьесы. Когда я ее прочитал, то понял, что не знаю, как ставить. Для меня это очень плодотворное чувство.

— Сложно было искать решение?

— Это всегда мучительно, но я не отношусь к тем режиссерам, которые работают радостно. Я сам мучаюсь и мучаю артистов. Хорошо, что артисты в Молодежном театре открыты для поиска.

— Музыка в этом спектакле, судя по названию, будет не просто элементом оформления?

— Да, здесь рок-н-ролл не просто танец, это определенная культура, которая изменила мир. Благодаря ей миллионы людей пришли к ощущению внутренней свободы. На самом деле название спектакля очень объемно: рок-н-ролл — это и музыка, и сама история, пляшущая и выделывающая такие па, на которые только она способна.

— События пьесы заканчиваются в 1990 году. Но зрители в зале знают, что будет дальше…

— Это всегда интересно в театре. Когда человек смотрит «Отелло», он знает, кто затеял интригу и оклеветал Дездемону. Не знает этого один человек — Отелло, поэтому зритель ему сострадает. Монтаж зрительского опыта с тем, что происходит на сцене, дает какую-то новую величину.

— Способна ли сейчас музыка играть такую же роль, как в советское время?

— Раньше были Окуджава, Высоцкий, они объединяли вокруг себя людей. Сейчас таких личностей нет. Думаю, потому, что не востребованы обществом. Это — результат душевной апатии, сковавшей нас. В пьесе, как это и было в действительности, Вацлав Гавел пишет письмо Гусаку о том, что происходит со страной, — «об апатии, о душевном параличе, о тенденции к саморазрушению». Он называет это посттоталитарным синдромом. Мы сейчас испытываем это на себе. Можно только мечтать — вдруг спектакль кому-нибудь поможет.

— Из апатии есть выходы?

— Надежда одна — может, когда тупик станет совсем очевидным, молодое поколение начнет искать выход. В японской философии есть чувство, которое не прописано в европейских философских учениях. Это чувство пустоты. Японцы считают, что оно очень плодотворно, потому что пустота обязательно начнет заполняться.

— На что способен театр в такой ситуации?

— Просто надо продолжать делать свое дело. Для меня блестящим образцом человеческого поведения служит знаменитое выступление академика Сахарова на съезде депутатов. Ему отключили микрофон, а он продолжал говорить. Хотя, наверное, понимал, что его не слышат. Так что надо говорить — кто-нибудь да услышит.

18 сентября 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация