Москва
Москва
Петербург
Искусство против власти. Итоги за год

Искусство против власти. Итоги за год

Почему музыканты, поэты и художники объявили войну системе?
В последний раз искусство было так сильно политизировано, как сейчас, в перестроечные времена, когда функцию народного рупора выполнял рок. «Перемен требуют наши сердца», — кричал со стадионов и из динамиков в каждом дворе Виктор Цой. В итоге докричались — СССР рухнул и наступила современная история. «Лихие ельцинские 90-е» сменили путинские нулевые, а им на смену пришли медведевские десятые. Вот тут-то и началось…Сначала в интернете, потом в реальном времени — на Триумфальной площади или в Химкинском лесу. Сначала попытки в ЖЖ выразить недовольство «мигалками», взятками, откатами, вырубкой леса, потом акции общества «синих ведерок», фестиваль «Антиселигер-2011». Протест стали не просто замечать наверху — из Кремля и Белого дома пошла настоящая реакция. Первым, кто вызвал такую реакцию, был Юрий Шевчук, сказавший все, что думает о власти, в лицо премьеру Владимиру Путину. Ровно через год появился остросатирический проект «Гражданин поэт», который запустили в интернете, а теперь он собирает аншлаги на Винзаводе и в Театре эстрады. За год социальная активность музыкантов, поэтов и художников не раз сталкивала их с властью. Как искусство стало предлагать все более резкие, все менее фельетонные и все более общественные темы на потребу публике, которая уже давно хочет понимать, что и как происходит в стране, проследил по сезонам Time Out.

Лето 2011 года. «Все любили дядю Степу / За красу его и стать…»

«Гражданин поэт» сначала обосновался на телеканале «Дождь», но после выхода пяти первых программ руководство отказалось от трансляции очередного ролика, усмотрев в нем оскорбление первых лиц государства. Проект, впрочем, не закрылся, а просто поменял «место жительства» – сейчас он выходит на «Эхе Москвы» и на интернет-портале F5. «Ньюзикал» – как окрестил шоу продюсер, бывший шеф-редактор ИД «Коммерсант», Андрей Васильев — строится на стихах Дмитрия Быкова, который пишет их от имени кого-нибудь из классиков из «Родной речи» по следам актуальных политических событий, а Михаил Ефремов эту сатиру декламирует. Васильев — продюсер, Быков — сценарист, а Ефремов — актер. 24 июня трио собрало полный зал Театра эстрады. И билеты, между прочим, были недешевые — 7 тысяч рублей стоило место в партере. Ефремов читал поэму «Дядя Степа-миллиардер», воспевающую предложение Михаила Прохорова «взять на баланс» партию «Правое дело»: «Все любили дядю Степу / За красу его и стать, / Целовали только в попу — / Выше было не достать». В этот момент в зале показался сам герой произведения. Прохоров сказал, что, когда его изберут главой «Правого дела», то он предоставит гражданам поэтам, если понадобится, политическое убежище. Зал лежал. Это уже не интеллигентский протест Шевчука или панковский бунт Самойлова (читайте далее), это жизнь, в которой абсурд стал нормой существования, а трагическое окончательно смешалось с комическим. Новый стиль в современном искусстве, который выбрали поэты, художники и музыканты, построен исключительно на иронии. А ведь ирония — это и есть способ не мириться с тем, что не можешь сам изменить.

 

Весна 2011 года. «Х.. в плену у ФСБ получает 400 тысяч рублей»

Арт-группа «Война» впервые заявила о себе четыре года назад, и с тех пор ее участники — поэты, художники, журналисты, студенты, всего около шестидесяти человек — регулярно проводят перфомансы, чаще всего связанные с политическим протестом. Неожиданно для всех ее активисты в апреле стали лауреатами премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» за осуществленную ими акцию «Х… в плену у ФСБ». Получается, что государство признало радикалов. В 2010 году арт-группа провела в Питере две громкие акции против «ментовского беспредела»: «Х.. в плену у ФСБ», когда в ночь на 14 июня на Литейном мосту напротив здания ФСБ активисты нарисовали белой краской фаллос размером 65х27 метров, и «Дворцовый переворот», когда у Михайловского замка они переворачивали милицейские машины. Все это привело к уголовному преследованию ее активистов. В поддержку арт-группы тогда выступил всемирно известный уличный художник Бэнкси, который передал «Войне» 4,4 млн рублей. Сейчас из тюрьмы выпустили всех задержанных активистов, но судебное дело продолжается. Тем удивительнее было решение жюри государственной премии — награждать подследственных за показанный гражданам половой орган. Одновременно с «Войной» в номинации «Региональный проект» наградили новосибирского художника Артема Лоскутова за серию хэппенингов «Монстрация». Таким образом, жюри оказало поддержку сразу трем «уголовникам»: выпущенные под залог 600 тысяч рублей представители «Войны» Олег Воротников и Леонид Николаев (на фото) оказались под следствием после акции «Дворцовый переворот», а Артема Лоскутова обвиняют по ст. 319 «Оскорбление представителя власти». Денежное содержание премии — 400 тысяч рублей — активисты передали межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора».

Зима 2011 года. «Я готова и ты готов поджигать ночью машины ментов»

За эту строчку группу «Барто» — одно из последних открытий на нашей альтернативной сцены — хотели показательно наказать. Но в феврале после кампании в защиту музыкантов с участием даже федеральных телеканалов все-таки было решено — пусть пока погуляют. Ребята выдохнули с облегчением, хотя, казалось, что уголовное дело по 282-й статье УК РФ неизбежно. Вокалистку группы Марину Любичеву (на фото) вызывали на Петровку, 38, в управление «Э» — управление по борьбе с экстремизмом. Силовики проводили экспертизу песни «Готов», которая прозвучала на митинге защитников Химкинского леса. Предмет экспертизы — наличие в тексте песни признаков «разжигания вражды между различными группами населения». Эксперты долго решали — призывала ли Марина Любичева жечь милицейские машины, когда пела на митинге: «Я готова и ты готов поджигать ночью машины ментов». Сами участники «Барто» считают «Готов» песней о любви «в духе ’Бонни и Клайда’ Гензбура». После этого группа «Барто» не испугалась и не «завязала» с политикой. Они выступали в клубе Hleb на концерте в поддержку Артемия Троицкого, который сейчас судится с Вадимом Самойловым (см. дальше главу «Глеб Самойлов). И вообще Алексей Отраднов, лидер коллектива, автор текстов и музыки группы, считает, что политика — одна из реальностей, в которой вертится их творчество.



Осень 2010 года. «Вы говорите мои руки в крови? Так это стигматы…»

8 октября в сети появился видеоклип на новую композицию Noize MC (он же — Иван Алексеев) «Мерседес 777». Песня была реакцией рэпера на признание законным закрытия уголовного дела о ДТП с участием автомобиля вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. «Вы говорите мои руки в крови? Так это стигматы, / За что святых так не любят мне непонятно, ребята» — читал Noize. Дело в том, что именно благодаря первой песни об этой трагедии — треку «Мерседес S666. Дорогу колеснице», Noize прославился. Ролик, быстро ставший хитом на YouTube, был посвящен аварии на Ленинском проспекте, в которой погибли две женщины. После этого Ивана что называется прорвало, и он превратился в настоящего оппозиционера. 31 июля прошлого года группа выступала в Волгограде, где Noize исполнил песню «Кури Бамбук»: «Гражданин, стоп-стоп, по карманам — хлоп-хлоп, по почкам — стук-стук, и кури бамбук, друг!». И между делом заявил, что «Волгоград — это первый город, где так много этих прекрасных животных с красными кокардами». В итоге оскорбленные, тогда еще милиционеры, рэпера «повязали» и посадили в тюрьму. Вечером 4 августа в сети появился видеоролик, в котором Иван Алексеев aka Noize MC, находящийся в спецприемнике при ГУВД города Волгограда, в стихах извиняется перед милицией. После этого его отпустили. С тех пор Noize стал мягче — выступал на Молодежном дне занятости, организованном правительством Москвы. Но при этом и читал рэп на Пушкинской площади на митинг-концерте «Мы все живем в Химкинском лесу», где люди скандировали «Россия без Путина!».

Несмотря, а точнее благодаря этой конъюнктуре, Noize уверенно вошел в историю как первый рэпер, который смог заработать на теме «Современное искусство против власти». Год назад он попал в рейтинг из 50 самых богатых российских знаменитостей, который составляет российская версия журнала Forbes, заняв в нем 41-е место с заработком 0,9 миллиона долларов. Народу стала интересна протестная субкультура, которая не просто высмеивает, а жестко стебет.

Лето 2010 года. «Из телевизора наглые морды / Снова считают деньги и скот / Снова считают слово свобода / Слово страна, слово вера и власть»

Накануне своего 40-летия Глеб Самойлов представил Москве своей новый коллектив: 4 июня группа «Глеб Самойлоff & the Matrixx» выступила в клубе Milk с программой «Прекрасное жестоко». На том концерте никто не сравнивал их с «Агатой» — песни более жесткие и революционные. Дело в том, что после распада «Агаты Кристи» в ноябре 2009 года творческие и политические пути братьев Самойловых разошлись. Вадим, записавший два альбома с главным кремлевским идеологом Владиславом Сурковым, так и остался на занятых им позициях. Он, член Общественной палаты, развернул громкий судебный процесс против музыкального критика Артемия Троицкого, который назвал его в эфире телеканала РЕН-ТВ «дрессированным пуделем Суркова». А вот Глеб Самойлов (младший из братьев и автор большинства песен «Агаты») организовал свою группу «Глеб Самойлоff & The Matrixx». В википедии про новый проект Самойлова младшего написано так: «Многие песни группы могут быть восприняты неоднозначно, тексты полны протестов против власти, хоть и не всегда об этом сказано прямо». Насколько «не прямо» вы можете убедиться, прослушав клип «Делайте бомбы» (см. видео). А свое отношение к власти Самойлов показал на Театральной площади в Ростове-на-Дону, куда его пригласили три недели назад, 23 июня, выступить на концерте «Нет наркотикам, нет анаболикам!». Дело в том, что Самойлов был не курсе, что вместе с ним за здоровый образ жизни агитировать приехал сам Владимир Путин. Когда рокер об этом узнал, он решил просто напиться до такой степени, чтобы упасть перед сценой. План выполнить удалось: музыкант свалился перед объявлением своей группы, поранив лицо.

 

Весна 2010 года. «Господин президент, что вам снится ночами?»

Точкой отсчета можно считать знаменитый диалог Владимира Владимировича с Юрием Юлиановичем в мае прошлого года. Напомним, во время встречи премьера Путина с деятелями культуры Юрий Шевчук рассказал Путину, что современное российское общество разделено на «князей и бояр с мигалками» и «тягловый скот» и спросил о разгонах Маршей Несогласных. Тогда премьер неожиданно для всех осведомился, кто он, собственно, такой? «Я Юра, музыкант», — ответил Шевчук, и эта фраза сразу же «ушла в народ». Она стала сюжетом многих пародий и анекдотов. Потом президент Дмитрий Медведев скажет: «Я, в отличие от моих коллег, я знаю кто он такой <…> Я знаю, как он выглядит». И вряд ли Медведев узнал о музыканте только после новой песни Шевчука (см. видео) «Господин президент», где есть такие слова: «Господин президент, что вам снится ночами? / В нашей дикой стране в сей тревожный момент? / Господин президент, что они вам кричали, эти сто несогласных? / Наверняка, комплимент?!»

Стать первым в этой теме мог только он — гражданин и поэт, в творчестве которого «тема родины» центральная. Шевчук невольно вынудил Владимира Путина задать новое сатирическое направление, которое в искусстве уже больше года активно эксплуатируют и вслед за «Юрой-музыкантом» родились на свет такие социальные неологизмы, как «Гражданин, стоп-стоп; по карманам – хлоп-хлоп, по почкам – стук-стук, и кури бамбук, друг!», «Х..й в плену у ФСБ», «Жил да был Крокодил, гопотой руководил…» Впереди выборы, а это значит, что продолжение следует.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Я занимаюсь тем, что мне прикольно

Я занимаюсь тем, что мне прикольно

«Гражданин поэт» бьет рекорды по количеству просмотров в Сети, концерты в Театре эстрады прошли с аншлагами. Продюсер проекта Андрей Васильев рассказал о планах на будущее.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация