Что они нам сделали | Театр | Time Out

Что они нам сделали

  24 марта 2008
7 мин
Что они нам сделали
Самые актуальные актеры, режиссеры, продюсеры и драматурги.

Ирина Пегова, 29 лет, актриса

Почему она: Вкусная, розовощекая, пышногрудая, порывистая — такой ее знают по фильму «Прогулка» Алексея Учителя. Когда-то в советских фильмах такие толпами гуляли, а сейчас она такая одна. Даже обычно затюканную Соню в чеховском «Дяде Ване» Пегова играет пышущей здоровьем и оптимизмом. Когда ее Москва Честнова в спектакле Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве» берет в руки граненый стакан с водой и вода закипает, понимаешь, что такое могло случиться только с героиней Платонова и только в исполнении Пеговой.

Сегодня: В МХТ им. Чехова приступила к репетициям роли леди Тизл в спектакле Романа Козака по «Школе злословия» Шеридана. За роль Москвы Честновой номинирована на «Золотую Маску».

Иван Вырыпаев, 33 года, драматург, сценарист, режиссер

Почему он: Одни считают его сумасшедшим, другие — гением. Пока большинство «новодрамовцев» ковыряет чернушные темы в поисках виноватого, Вырыпаев на том языке, на котором общается улица, устраивает бесбашенные разборки Богу.В «Кислороде» его герой последовательно в поисках кайфа нарушает 10 заповедей: не убий — убил, не укради — украл, и далее по списку. В «Июле» герой—каннибал буквально пожирает Бога.А в «Бытие №2» Бог — главврач психбольницы, утверждающий, что Бога нет.

Сегодня: Создал альтернативное «новой драме» движение «Кислород», в московском репертуаре 4 спектакля по его пьесам. Снимает новый фильм (за дебютный фильм «Эйфория» Вырыпаев получил венецианского «Золотого льва»).

Миндаугас Карбаускис, 36 лет, режиссер

Почему он: Одни говорят: «Пойдешь на Карбаускиса — постарайся не заснуть». Другие говорят: «Если и есть что-то стоящее в сегодняшнем театре, это — Карбаускис». Вот и разберись после этого. Одно понятно: Карбаускис — не сезонное обострение, а глыба. Вроде Някрошюса или Гинкаса, или его учителей Петра Фоменко и Сергея Женовача. Сейчас он ушел из Театра Олега Табакова, потому что дозрел до мечты о собственном театре-доме, но перспективы пока туманны. (Карбаускис настолько не суетится, что даже фотографироваться отказался, пришлось ставить то, что нашли. — Прим. Time Out).

Сегодня: В репертуаре Театра п/р Олега Табакова и МХТ им. Чехова идут 8 его спектаклей. «Рассказ о счастливой Москве» выдвинут на «Золотую Маску» в 5 номинациях.

Анна Абалихина, 27, лет, Дина Хусейн, 27 лет, танцовщицы, хореографы

Почему они: Вернулись из Нидерландов, где получили танцевальное образование, и все испортили. В том смысле, что показали, какая бывает польза, если к русской телесной отзывчивости добавить немножко европейской ответственности. Дебют Хусейн и Абалихиной — «Мухи», о стремящейся шагнуть из окна пациентке и фашистке-медсестре, — оказался в шорт-листе «Золотой Маски», но, увы, остался без наград. Отметил их Алексей Ратманский — пригласил поставить спектакль в рамках «Мастерских новой хореографии» в Большом. «Мыслю — следовательно, существую» прошел при изумленном молчании зала — девушки предложили артистам Большого просто расслабленно походить по сцене и поговорить о смысле жизни. И никаких фуэте, блесток и идиотских оскалов.

Сегодня: В обшарпанном и принципиально непафосном «Актовом зале» сделали премьеру «No exit». Нет выхода. И привлекли к проекту лучшего танцовщика contemporary в Москве Романа Андрейкина.

Кирилл Серебренников, 38 лет, режиссер

Почему он: С первых лет в Москве ростовчанин Серебренников вел себя как миссионер — обращал всех в веру: театр не место для дешевого релакса.Его дебют, знаменитый «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева, стал заявкой на большой стиль, хоть и поставлен был в крохотном зале Центра Высоцкого. Маргиналом он становиться не собирался, просто начал столбить «территорию» с небольшого участка. Постановками пьес братьев Пресняковых («Терроризм», «Изображая жертву»), Марка Равенхилла («Откровенные полароидные снимки») Серебренников вывел «новую драму» на академические сцены. Безусловно, у него есть нюх. Он знает, что сегодня пойдет. Именно с его легкой руки пьесы современных драматургов стали обязательной программой для театров. Проводит международный фестиваль «Территория» и тиражирует себя во всех видах искусств.

Сегодня: Приступает к репетициям «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта в МХТ им. Чехова. Алексей Ратманский, 39 лет, художественный руководитель балета Большого театра

Почему он: Герой дня, месяца и, возможно, года. В результате беспрецедентного кадрового маневра Большого театра Ратманский (с января 2009 года приглашенный балетмейстер) вместе со своим преемником Юрием Бурлакой (с января 2009-го новый худрук балета) будут не столько искусством заниматься, сколько бороться с великим и ужасным Юрием Гигоровичем, которого вернули в театр на должность штатного балетмейстера.Эту комбинацию уже окрестили «сообразить на троих». Соображать, правда, как сохранить хоть что-то из того, что сделано за последние 4 года, придется этим двоим. Остальные, включая ратующих за эстетику 60-х звезд, будут им усердно мешать.

Сегодня: До окончания контракта 31 декабря выпустит в Большом «Пламя Парижа» и «Русские сезоны». После нас ждет самый увлекательный сюжет со времен ухода Григоровича из Большого — если удастся переломить 81-летнего громовержца, увидим новые балеты. Если, конечно, Ратманский вообще захочет бодаться с этим дубом. Его и так везде ждут, в New York City Ballet, например.

Эдуард Бояков, 43 года, продюсер

Почему он: Самый неуемный из московских театральных деятелей. Проекты Боякова всем известны — «Золотая Маска», Пасхальный фестиваль, фестиваль «Новая драма»… Последнее страстное увлечение — театр «Практика». На эту «территорию поиска» вход открыт для всех в расчете, что время само отделит зерна от плевел.Названия спектаклей похожи на газетные заголовки. И «пишет» театр обо всем: офисных работниках, обычных школьниках, уличной шпане и сексуальных меньшинствах.

Сегодня: «Практика» — самый плодовитый театр Москвы. Счет премьер за сезон идет на десятки.

Юрий Клавдиев, 33 года, драматург

Почему он: Бывший тольяттинский скинхед, конкретный пацан и настоящий чернушник. Новый идол новой драматургии. Сменил на этом посту Василия Сигарева (автор «Пластилина») и потеснил братьев Пресняковых. В пьесах Клавдиева все воюют со всеми, кто не стреляет, тех насилуют, а единственные просветленные — ВИЧ-инфицированные, потому что только они способны думать о Главном.

Сегодня: В московском репертуаре: «Собиратель пуль» (театр «Практика»), «Пойдем, нас ждет машина» (Центр драматургии и режиссуры), «Я — пулеметчик», «Заполярная правда» (Театр.doc). Опубликованы пьесы «Облако, похожее на дельфина», «Анна» и «Лето, которого не видели вовсе».

Дмитрий Крымов, 53 года, режиссер

Почему он: Как театрального художника его знали еще в конце 70-х. Крымов делал сценографию к спектаклям своего отца, Анатолия Эфроса. И вдруг — новый театр, в котором вместо актеров — художники.Кроят пространство как ткань. Из песка слепят домик — и тут же сомнут.Донкий Хот вырастает из карлика в гиганта, — и ломается. В ход идет все — даже тело используется как материал: нарисуют глаз на животе — вот и чудище. Крымовские перформансы каждый год выдвигают на национальную театральную премию в номинациях «новация» и «эксперимент», а не знакомые с Крымовым люди называют его запросто «Дима» и думают, что ему лет 25.

Сегодня: Крымов возглавляет собственную «Пятую студию» в рамках «Школы драматического искусства». Выпускникам его курса сценографов в РАТИ/ГИТИСе будет где фантазировать и после окончания института. В репертуаре «Донкий Хот», «Демон. Вид сверху», «Недосказки».

Дмитрий Черняков, 38 лет, режиссер, художник

Почему он: Если кто и ответит за изнасилование российской оперы, то именно он. «Сказание о невидимом граде Китеже», «Тристан и Изольда» в Мариинке, «Похождение повесы» и «Евгений Онегин» в Большом, «Молодой Давид» и «Аида» в Новосибирске — и это еще не полный список преступлений. На Чернякова теперь оглядываются даже те, кто его ругает.Кому еще придет в голову разместить на сцене берлинской Staatsoper в качестве декорации к «Борису Годунову»… здание Центрального телеграфа на Тверской? Похоже, не только себя, но и Москву, в которой оперного театра нет, Черняков по кусочкам перевозит в Европу.

Сегодня: Все ждут, получит ли черняковский «Евгений Онегин» все восемь «Золотых Масок», на которые номинирован. Появится ли обещанная МХТ «Синяя птица»? И что выйдет из намеченного на конец года мегапроекта Новосибирской оперы «Макбет» с участием Чернякова, Теодора Курентзиса и Opera de Paris?