Горбатая гора | Кино | Time Out

Горбатая гора

Василий Степанов   9 марта 2006
2 мин
Горбатая гора
Наряженные ковбоями Джейк Джилленхол и Хит Леджер тоскуют о потерянном рае в «Горбатой горе» Энга Ли.

Джек (Джилленхол) и Эннис (Леджер) познакомились холодным летом 1963-го. Скотовод-миллионер (Рэнди Куэйд) внимательно осмотрел девятнадцатилетних парней и послал их в горы — следить за громадным стадом овец, жить обыкновенной ковбойской жизнью. Мерзнуть, ночуя под звездами, кипятить на костре чайничек, есть бобы на завтрак, обед и ужин — тот, кто смотрел хотя бы один классический вестерн, знает, каково приходится настоящему ковбою.

В этих суровых походных условиях на горе Горбатой случается то, от чего впали в экстаз все кинопремии мира, завалившие фильм номинациями и призами (включая три «Оскара» и четыре «Золотых глобуса»), — Джек полюбит Энниса, а тот ответит ему взаимностью. Но чему тут удивляться? Чудесная камера Родриго Прието, соратника Оливера Стоуна и Алехандро Иньяритту, фабрикует пейзажи, перед которыми пасуют рекламные ролики сказочной страны Мальборо. Извивы речушек, резвые отары, причудливо выстроившиеся на закате облака Чувственный заряд этих райских видов таков, что, не окажись рядом Энниса, фантазер Джек мог бы с тем же пылом полюбить, например, овцу.Пока зал, вздыхая, будет ждать превращения журнала «National Geographic» в «Queer», режиссер Ли этаким крадущимся тигром тихо завершит романтическое лето и начнет, собственно, «историю» на «Оскар». Джек и Эннис разъедутся по своим городкам, женятся, наплодят детей, будут обмениваться открытками и время от времени (раз в три-четыре года) встречаться и ездить, как они это называют, «на рыбалку». И тут выяснится, что Ли одинаково безразличны и ковбойское кино с его эстетикой (кроме просто комичных шляп в фильме имеется уже совершенно кэмповый эпизод с голым Леджером в одних сапогах), и социальная корректность (тема провинциальной гомофобии заявлена, но раскрыта как-то вяло). Даже история любви, которую Ли по-китайски искусно слагает из скупых фраз и пламенных взглядов из-под тех самых «стэтсонов», сойдет на нет лет через двадцать. Мучительный роман не сдвинется ни на сантиметр, и камера с грустью станет фокусироваться на морщинках у глаз и совсем не ковбойских брюшках. Эннис превратится в совершенного чурбана. Джек мутирует в унылого усача, который любит поговорить о налогах. А история юношеского баловства выльется в торжественный двухчасовой всхлип по людскому одиночеству и стремительному бегу времени — настолько унылый и проникновенный, что будь Джек и Эннис одеты даже в шипастые ошейники и кожаную сбрую — и то никто бы не улыбнулся.