Призрак автора
Австралийский профессор-литературовед решил воскресить такую ископаемую диковину, как готический викторианский роман. При этом он не пережимает и делает всего лишь одно мистическое допущение.

Оригинальное название книги основано на игре слов: как известно, в современном английском "The Ghost Writer" - это в первую очередь "литературный негр" - профессиональный журналист, записывающий излияния артиста или политика и потом оформляющий их в виде книги, подписанной, как правило, именем звезды. Вот читатель и ждет появления этого самого "негра", недоумевая, откуда ему здесь взяться? Ведь рассказ ведется от лица застенчивого библиотекаря из крохотного австралийского городка, всю жизнь, с 13 до нынешних 35 лет, влюбленного по переписке в прикованную к инвалидному креслу ровесницу, которую он ни разу в жизни не видел. Но чем ближе к концу, тем явственнее становится, что никакого "негра" нет и не предвидится, потому что название надо понимать буквально - "автор-призрак", или "призрак автора" бродит по страницам книги, как призрак коммунизма - по трудам Маркса.

Австралийский профессор-литературовед решил воскресить такую ископаемую диковину, как готический викторианский роман. При этом он не пережимает и делает всего лишь одно мистическое допущение: молодая британская дама в начале XX века пишет рассказы в модном тогда декадентском духе о любви, смерти, свободных художниках и женской неврастении. Но ее типичная для того времени беллетристика имеет грозное свойство сбываться в жизни - в жизни ее собственных дочерей.

Джон Харвуд использует весь обычный арсенал классического викторианского романа: вставные новеллы, тайны, приоткрываемые благодаря чужим дневникам, есть даже машинка для спиритического общения. Герои пишут друг другу и своим юрисконсультам длинные учтивые письма, а действие разворачивается то в старинных заросших усадьбах, то под сводами Британского музея. Но "Призрак автора" - совсем не ретродетектив: сюжетные узлы, завязанные в 1900-е годы, развязываются и разрубаются в наши дни, а на смену машинописным эпистолам естественным образом приходят е-мейлы.

Конец книги так же двусмысленнен, как название: то ли герой просто сошел с ума, то ли действительно заглянул в потусторонний мир. Как настоящий джентльмен Джон Харвуд не навязывает своего мнения.

Спецпроект

Загружается, подождите ...