Призрак автора | Главное | Time Out
Главное

Призрак автора

Михаил Визель   17 декабря 2005
2 мин
Призрак автора
Австралийский профессор-литературовед решил воскресить такую ископаемую диковину, как готический викторианский роман. При этом он не пережимает и делает всего лишь одно мистическое допущение.

Оригинальное название книги основано на игре слов: как известно, в современном английском «The

Ghost Writer» — это в первую очередь «литературный негр» — профессиональный журналист, записывающий

излияния артиста или политика и потом оформляющий их в виде книги, подписанной, как правило, именем

звезды. Вот читатель и ждет появления этого самого «негра», недоумевая, откуда ему здесь взяться?

Ведь рассказ ведется от лица застенчивого библиотекаря из крохотного австралийского городка, всю

жизнь, с 13 до нынешних 35 лет, влюбленного по переписке в прикованную к инвалидному креслу

ровесницу, которую он ни разу в жизни не видел. Но чем ближе к концу, тем явственнее становится,

что никакого «негра» нет и не предвидится, потому что название надо понимать буквально —

«автор-призрак», или «призрак автора» бродит по страницам книги, как призрак коммунизма — по трудам

Маркса.

Австралийский профессор-литературовед решил воскресить такую ископаемую диковину, как готический

викторианский роман. При этом он не пережимает и делает всего лишь одно мистическое допущение:

молодая британская дама в начале XX века пишет рассказы в модном тогда декадентском духе о любви,

смерти, свободных художниках и женской неврастении. Но ее типичная для того времени беллетристика

имеет грозное свойство сбываться в жизни — в жизни ее собственных дочерей.

Джон Харвуд использует весь обычный арсенал классического викторианского романа: вставные

новеллы, тайны, приоткрываемые благодаря чужим дневникам, есть даже машинка для спиритического

общения. Герои пишут друг другу и своим юрисконсультам длинные учтивые письма, а действие

разворачивается то в старинных заросших усадьбах, то под сводами Британского музея. Но «Призрак

автора» — совсем не ретродетектив: сюжетные узлы, завязанные в 1900-е годы, развязываются и

разрубаются в наши дни, а на смену машинописным эпистолам естественным образом приходят

е-мейлы.

Конец книги так же двусмысленнен, как название: то ли герой просто сошел с ума, то ли

действительно заглянул в потусторонний мир. Как настоящий джентльмен Джон Харвуд не навязывает

своего мнения.