Первый после Бога
Осенью 1942 года, только помирившись со страной Суоми, Советский Союз открывает на финских берегах новые военные базы для субмарин. Там несут службу бравые советские подводники. Герои пьют водку графинами, десятками топят немецкие транспорты и все равны как на подбор - но лучшим охотником за линкорами и эсминцами считается капитан Маринин (Орлов), отличный парень с простым лицом и непростой биографией.

Осенью 1942 года, только помирившись со страной Суоми, Советский Союз открывает на финских берегах новые военные базы для субмарин. Там несут службу бравые советские подводники. Герои пьют водку графинами, десятками топят немецкие транспорты и все равны как на подбор - но лучшим охотником за линкорами и эсминцами считается капитан Маринин (Орлов), отличный парень с простым лицом и непростой биографией. Сын царского адмирала и брат белогвардейского офицера, он якобы отрекся от своих аристократических корней при поступлении в мореходку. Чтобы покончить с непотопляемым капитаном, на Север послан майор Шарабидзе, энкаведешник с лицом колчаковского офицера. Немного волнующая история офицерской отваги, чекистких мерзостей, веселого распутства и глубинных бомбежек рассказана от лица персонажа второго плана, юной подавальщицы в офицерской столовой (с легкой руки Алексея Учителя взгляд кухарок становится явно модной точкой зрения на отечественную историю). Девушка безнадежно сохнет по капитану, а тот слишком занят круглосуточным сексом с какой-то скучающей шведкой, чтобы замечать прочих поклонниц.

Этот прием был бы более уместен в мини-сериале, но полуторачасовой фильм он рвет на части, доводя фрагментарность и недосказанность картины до критической массы. В принципе, решится ли подавальщица Таня заговорить с кумиром, выйдет ли замуж, поступит ли после Победы в вуз или навсегда останется рядовой работницей общепита, не так важно. Хотя и любопытно - выпускница ВГИКа Лиза Боярская играет свою крохотную роль как большую и настоящую, делая зрителям многообещающие, но, увы, не подкрепленные сценарием авансы. То, что действительно важно, - и то, без чего фильм так и остается эскизом большого киноромана, - это обильные ответвления сюжета, набросанные вокруг главного героя недопустимо скупыми штрихами. Хочется понять, что связывает Шарабидзе и семью Марининых (а что-то там точно было), узнать подробности иезуитских махинаций НКВД, увидеть, как постельная линия сюжета перерастет в романтическую. И, разумеется, хочется больше морских баталий, больше блондинок, больше шпионского трилла и больших черных автомобилей. А Орлова как раз достаточно. Он и так тут повсюду, "первый после Бога".