Москва
Москва
Петербург
«Искусством нельзя заниматься без необходимости»

«Искусством нельзя заниматься без необходимости»

Создательница первой тотальной инсталляции, «Черноая комната», Ирина Нахова о том, как она стала концептуалисткой.
Ты числишься создателем первой тотальной инсталляции, «Черной комнаты». Хотя и слова такого заграничного ты и не знала. Слова точно не знала.

Всего их было пять, первую сделала в 1983 году, и была она белой и прекрасной, с вырезками из журнала Elle 70-х годов, где я резала женщин и мужчин вдоль и поперек. И получалась такая чаша, которая раздвигала эту комнату, где мы сейчас с тобой сидим. Стала я их делать от полной безысходности, зимы, брежневского застоя. Было очень противно, никуда нельзя было поехать, друзья эмигрировали… И мне было нужно как-то переделать свою жизнь. Мне казалось, что здесь я сделала все, что могла. Мне было нужно пространство для новой жизни.

То есть ты и жила внутри этой инсталляции? И долго это длилось?

Дней десять, в результате все оказывалось на помойке.

Откуда вся эта депрессия? Светлая большая квартира на прекрасной Малой Грузинской. И сама — дама молодая и цветущая. Кстати, на тот момент — самая младшая представительница московского концептуализма. Только непонятно, по какой причине ты попала в этот список.

Через друзей. Просто меня некуда было девать. Идеи для меня важны, но осуществляла я их по каким-то совсем другим причинам.

Теперь назови пять своих любимых вещей, которые ты отобрала для своей ретроспективы.

Итак, «Кожи» — принты на латексе, на нем напечатана фактура человеческой кожи с татуировками. «Королева» — издалека видишь классическую статую, подходишь ближе — покрывала начинают надуваться, все превращается в огромный фаллос. Важные вещи видятся издалека.

Про любимый «Большой красный» сам расскажу. На полу лежит что-то красное и сморщенное. Подходишь — и на тебя напирает здоровенная болтающаяся штуковина с множеством отросточков. Чистый феминизм по-русски — удобно и эргономично.

Надувную скульптуру я придумала исключительно для того, чтобы легче было складывать и перевозить. На выставке будет еще и живопись, например «Мама- папа», портреты людей, которые меня покинули. Но это трудно описать, лучше посмотреть. И, наконец, «Trip». В комнате стоит велосипед. Если на него сесть, начать крутить педали, кажется, что едешь по Нью-Джерси. Останавливаешься — все исчезает.

Ты же в Нью-Джерси живешь. Хотя люди ведь обычно на Манхэттен стремятся.

Там у меня творческая дача — гараж, переделанный в студию, в двух километрах от океана. Там работать хорошо. А квартира у меня тут, в Москве. Вот так мы с мужем и живем, на два дома. Жить на две страны хорошо — видишь все лучше, видишь себя как бы со стороны, даже саму себя.

Последний вопрос. А зачем ты занимаешься искусством?

Только по необходимости. И всем советую: если нет острой необходимости — не занимайтесь этим странным делом.
27 мая 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация