Москва
Москва
Петербург
«Бил работы — и куча черепков лежала»

«Бил работы — и куча черепков лежала»

Скульптор объяснил, зачем регулярно проводил «чистку» своего творчества.
Вас принято считать соц-артистом. Вы согласны?

Соц-арт существует как миф, я сталкивался с самыми невероятными трактовками этого термина. Мне с ним невольно пришлось взаимодействовать. Сначала открещивался, раздражался, потом примирился. Если художник без прописки — он как бомж, вот я и имел временную прописку в соц-арте. Сейчас она мне не нужна — имею отдельные апартаменты.

Вы никогда не покидали надолго родину. И тем не менее впервые так полно показываете свои работы.

Возможно, это связано с возрастом.В молодости естественно существовать внутри себя и для себя, предполагая зрителя, равного себе.А со временем хочется проверить реакцию. Некоторые произведения приобретают новые смыслы. Если художник талантливый, а еще лучше — гениальный, то возможности интерпретации бесконечны.

Но ведь почти все художники уверены в собственной гениальности.

У меня мания величия соседствует с комплексом неполноценности. Скульптор Александр Терентьевич Матвеев завещал прочистить свое наследие. Я следовал завету с молодости — каждые 10 лет проводил беспощадную чистку. Более 40 вещей уничтожил, когда переезжал из одной мастерской в другую, все, что сделал до 1970-го, выстриг беспощадно. Помню, как бил работы — и куча черепков лежала около стены.
«Король», 1970 (слева); «Красное облако», 1989

Многие художники считают вас своим учителем.

Считают, хотя я не учил рисовать, не ставил пластических задач, а вводил в пространство культуры, провоцировал на какие-то движения. Вот Кулик пришел ко мне совсем сырым, он тогда литературой занимался. Потом он снял мастерскую, и я увидел такое количество работ — разных, дерзких и — извините за неприличное слово — талантливых. Когда я мастерскую Виноградова и Дубосарского посетил, где они делали свою первую серию, то испытал культурный шок и надежду. Москва тогда была забита концептуализмом — считалось, что это просто. И вдруг появляются художники, которые берут на себя дерзость противостоять общей моде. Я вернулся домой и даже выпил водки — так переволновался, позвонил Дубосарскому ночью: «Вы будете могильщиками концептуализма». С «Синими носами» часто общаюсь. С Полисским задружился. Когда увидел его первые вещи, был настолько воодушевлен, что просто обрушился на него. Сашу Бродского люблю, его инсталляцию с умирающим городом считаю лучшей вещью 90-х.

Залитый нефтью город Бродского теперь кажется пророчеством. У вас ведь тоже получаются пророчества?

Был проект «Гибель Богов», который я закончил в августе 1991-го.В 1994 году делал «Парад астральных тел», а задуман он был раньше , когда еще не были реабилитированы царские ордена, двуглавый орел. А у меня из черного квадрата вылетают ошметки и преображаются в старые имперские знаки с хвостами советских самолетов. Не скажу, что немыслимое пророчество,— все лежало на поверхности.

Почему у вас доминирует милитаристская тема?

Потому, что у империи лицо, как правило, военное. И даже невоенное обряжается в мундир. Спортсмены — тоже воинство империи. Даже шахматисты. Как Пригов писал: «Наш Анатолий Карпов разгромил врага/Коварно мыслящего тупо…»

А чем привлекли мишура и ордена?

Я видел не ордена, а претензию на соблазнение,и первым моим натурщиком был генсек — говорят, у него было орденов в три раза больше, чем он мог нацепить. Награждались газеты, консервные фабрики — везде были свои орденские иконостасы. Я использую символы разных империй, не только советские.Кроме Третьего рейха, потому что противно.Есть вещи, которые я не могу в себе преодолеть, хотя саму позицию «негативно-позитивное» вынес за скобки.
18 февраля 2008,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация