Дорогой Энди. Глоссарий Энди Уорхола | Арт | Time Out

Дорогой Энди. Глоссарий Энди Уорхола

  12 сентября 2005
5 мин
Дорогой Энди. Глоссарий Энди Уорхола
Энди Уорхол все делал сам — рисовал себя, записывал собственные мысли на магнитофон и разъяснял философию своей жизни и искусства окружающим. Оттого, наверное, он и стал первой суперзвездой среди художников. К большой ретроспективе уроженца Питтсбурга в Третьяковской галерее, открывающейся 14 сентября, Time Out составил алфавитный перечень основных понятий, персонажей и объектов из мира Энди, опираясь на его собственные слова и работы.

АВТОПОРТРЕТ
Был любимым жанром Энди Уорхола, сумевшего превратить собственную неказистую внешность в популярнейший образ. Но на самом деле он всегда хотел выглядеть обыкновенно. На выставку художника в Третьяковской галерее привезут целую серию автопортретов.

ВАЛЕРИ СОЛАНС
Основательница и единственный член Общества уничтожения мужчин, бешеная феминистка. Прославилась тем, что стреляла в Уорхола. Оба главных участника события высоко оценивали этот эпизод своей жизни.

ВЕЧЕРИНКИ
Уорхол посещал их по несколько за ночь.

ДЕМОКРАТИЯ
Демократию и отсутствие привилегий, всеобщее равенство перед кока-колой и гамбургером художник ценил еще больше, чем факт существования знаменитостей (см. "Знаменитости").

ДОЛЛАР
Принес Уорхолу славу и деньги. Идею изобразить то, что нравится ему больше всего — зеленый денежный знак,- ему подсказал знакомый. Первая выставка художественных воспроизведений банкнот в галерее "Стабл" в 1962 году была невероятно успешной.

ЗНАМЕНИТОСТИ
Влекли Энди Уорхола с детства. Он продолжал искренне любить их и сравнявшись славой с самыми известными людьми планеты. Разобраться в иерархии подзабытых за два десятка лет кинозвезд и героев шоу-бизнеса поможет совет рок-звезды Мика Джаггера: "Если хочешь узнать, что было самым популярным в тот или иной период, посмотри, что в это время рисовал Уорхол".

"ИНТЕРВЬЮ"
Журнал, основанный Энди Уорхолом, где звезда говорила со звездою, тоесть знаменитости задавали вопросы, на которые отвечали другие знаменитости. Благополучно существует до сих пор. На московскую выставку привезут самый первый номер "Интервью".

КРАСОТА
Уорхол видел ее повсюду. Особенно ценил детей и животных, но прекрасными признавал всех: "Никогда не видел человека, которого не мог бы назвать красивым". Тем не менее он сильно корректировал внешность героев своих портретов, убирая все ненужное. Воспроизводил лишь истинную, тоесть идеальную красоту.

МАГНИТОФОН
Был постоянным спутником Уорхола. Он записывал на него все и всегда: "Приобретение магнитофона положило конец любой эмоциональной жизни, которая у меня могла бы быть". С некоторыми записями можно будет ознакомиться на выставке.

МЭРИЛИН МОНРО
Умерла, когда Уорхол только начал эксперименты с шелкографией (см. "Шелкография"). Ее портреты стали самыми знаменитыми работами художника в этой технике и надолго одарили другие его портреты реноме "посмертных" произведений. Что никак не мешало их популярности — многие хотели "умереть" пораньше, но войти в бессмертие вместе с Монро.

ПИТТСБУРГ
Родной город Энди Уорхола, здесь прошло его бедное детство, здесь он похоронен, и здесь находится самая полная коллекция его произведений — около 4 тысяч экземпляров. На выставку в Москву привезут 300. Питтсбургский музей организовывает в России уже вторую экспозицию Уорхола — первая была куда скромнее. Тогда в Пушкинском музее американскому художнику отвели галерею над лестницей, но в главный зал не пустили — его двери были демонстративно закрыты.

ПОВТОРЕНИЯ
Ими Уорхол в изобразительном искусстве и кино усиливал свою роль равнодушного наблюдателя.

ПОП-АРТ
То, чем, собственно, занимался Энди Уорхол, когда не ходил на вечеринки (см. "Вечеринки").

СЕКС
Уорхол утверждал, что "любовь в фантазиях гораздо лучше, чем любовь в действительности. Никогда не делать этого — очень возбуждает". Он предпочитал думать "об этом". Но свою гомосексуальность никогда не скрывал.

СТРАТЕГИЯ
Уорхола пытались понять, принять и воспроизвести. Но он был и остается единственным художником, известным, как звезды массовой культуры. Он стал воплощением славы своих героев — его имя и даже лицо были так же известны, как имя и лицо любимой им Монро.

СУП "КЭМПБЕЛЛ"
О его существовании в России узнали задолго до того, как у нас наступила эра еды быстрого приготовления, когда, по справедливому утверждению Уорхола, в Москве не было ничего прекрасного, поскольку не было "Макдоналдса". Но только теперь мы можем оценить всю глубину работы — портрета консервированного супа во всей его непреходящей красоте. Уорхол утверждал, что любит этот суп и ест его каждый день.

СМЕРТЬ
Привлекала художника. Он изображал катастрофы, аварии, электрические стулья… И в то же время Энди писал: "Я не верю в нее, потому что, когда она наступает, человека уже здесь нет. Я не могу ничего о ней сказать, потому что я к ней не готов".

ТЕЛЕФОН
Еще один объект преклонения Уорхола. На выставке в Москве покажут часть американской выставки 2004 года, посвященной аппарату дальней связи.

ТЕЛЕВИЗОР
У Уорхола работал постоянно. Их роман начался в 1950-х, когда аппарат помог художнику избавиться от одиночества и забыть о психиатре. Уорхол изменял телевизору лишь с другим телевизором, иногда с четырьмя сразу.

"ФАБРИКА"
Студия Уорхола, где он организовал "производство искусства". В самый активный период своего существования (1962-1965) выпускала в год около тысячи работ. Здесь снимали фильмы, общались и стреляли в Уорхола (см. "Валери Соланс").

ШЕЛКОГРАФИЯ
Простую множительную технику для репродуцирования фотографий — Уорхол использовал для изготовления многочисленных не сильно различающихся образов. На выставке в Москве любопытные смогут узнать об этой технике и ее возможностях на примеренескольких портретов Мэрилин Монро. Уорхол хотел, "чтобы как можно больше людей занималось шелкографией — никто не должен догадаться, моя перед ним картина или чья-то чужая". Идея о полной равноценности художественных произведений независимо от их авторства была нарушена лишь недавно: "подлинные" произведения Уорхола решительно отделили от тиражных работ. Существенная разница была обозначена ценой.