Москва
Москва
Петербург

"Без нокаута не обойдется". Интервью с Дмитрием Астраханом

«Все по-честному» Дмитрия Астрахана — боксерская комедия о борьбе гения и трудолюбия. Режиссер рассказал Time Out о навязанном культе успеха.

Дмитрий Хананович Астрахан — самый честный русский режиссер, король трэша, снимающий свои фильмы о народе и для народа (не только домохозяйки, но и критики украдкой плакали над его картиной «Ты у меня одна»). Некоторые утверждают, что Астрахан подвис в 1990-х годах и отстал от времени, — ну и пусть. Зато режиссер находится в отличной спортивной форме и готов отстоять творческий метод в рукопашной.


Герой вашей ленты — боксер, и выпускаетесь вы сразу после «Боя с тенью-2». Кроме того, в начале года выходила комедия про бокс «Неваляшка». Не страшно от такого соседства?

Во-первых, фильмов про боксеров всегда хватало. Вот и «Рокки» недавно вышел. Во-вторых, «Все по-честному» — фильм не про бокс. Он тут является, скорее, неким местом приложения, фоном для проблем нашего героя. А в-третьих, выбор данного вида спорта был полностью оправдан. Дело в том, что бокс показателен: победа на ринге очевидна. Если взять, к примеру, греко-римскую борьбу, то было там поражение или нет— не ясно. Вроде было, вроде лопаткой коснулся… А бокс — другое, в нем, безусловно, есть зрелищность, то, что обязательно должно быть в кино. К тому же это лучше всего выражало нашу мысль о стремлении к победе.

А в чем заключается эта мысль?

Фильм о том, что человек всегда хочет многого, но, даже если он активно стремится к своей цели, не обязательно, что у него все получится. Просто не всем дано… Вот наш герой сколько ни тренируется, а победить не может. Большинство людей — совсем не гении. И иногда нужно смириться и ценить то, что у тебя есть.

В вашем фильме «Ты у меня одна» (1993) герой Збруева тоже был боксером. Бывшим, правда. Вы неравнодушны к боксу или это просто «удобная» мужская черта?

Ничего личного здесь нет, хотя спорт и бокс я люблю. Тогда это была удачная деталь: бокс помог главному герою разобраться с соседями. Но в первую очередь это была история несчастного человека, который в годы перестройки вынужден заниматься не своим делом. «Все по-честному» о другом: наш герой — чудный душевный парень, он трудится-трудится, да все не впрок. А потом появляется другой герой, вроде и не такой положительный, но талантливый. Так что это история современных Моцарта и Сальери. На примере бокса.

Чем для вас 1990-е отличаются от 2000-х? Почему вы сняли «Все будет хорошо», а теперь «Все по-честному»?

В 1990-е был посыл, что достаточно что-то делать — и все действительно «будет хорошо». А сейчас сколько ни борись, от твоих устремлений не так уж много зависит. Такое вот «по-честному». Мрачный урок, который все мы вынесли. Оказалось, что реализоваться непросто. Нас также приучили к определенным стереотипам. Что лицо на обложке, в телевизоре — это хорошо. Нужно быть красивым, еще и чтобы счет был в банке, хорошая машина, а рядом сидела красавица. Нам навязали культ успеха, эталоны, которых и в реальности-то не существует. А в результате не говорят о людях, ничего в жизни не достигших. И их большинство.

Вас не любят критики, и при этом с завидной регулярностью ваши работы показывают по центральным каналам. Есть какой-то рецепт народного кино?

Давайте разберемся с терминологией. Если народное кино — Чаплин, Гайдай, Рязанов, для меня это крайне похвальное соседство. Я вообще не считаю, что искусство может быть непонятым, непонятным.

То есть если, например, Бунюэля смотрят единицы, то он, получается, уже и не искусство?

Я вам уже дал свой ответ.

Вы больше всего снимали мелодрамы и лирические комедии, а потом появились вариации: фантастика — «Четвертая планета» и триллер — «Контракт со смертью». А можно представить себе фильм ужасов «по-астрахановски»?

Как говорил Вольтер, «нет плохих жанров, кроме скучных». Поэтому если мне попадет в руки подходящий материал, то почему бы и нет? Жанр не должен становиться рамкой. Вот сейчас я снимаю практически памфлет. Да и «Все по-честному» не решился бы назвать мелодрамой. Я, по крайней мере, таких мелодрам в истории кино не знаю.

А что вы вообще смотрите? Что, например, понравилось из последних российских лент?

К счастью или сожалению, я практически ничего не смотрю. Поэтому ни похвалить, ни поругать никак не смогу. Что понравилось? Мне искренне понравился фильм «Все по-честному».

Вернемся к теме мужского характера. Насколько я знаю, вы служили в ВДВ. Празднуете день «десантуры»?

Нет, вас ввели в заблуждение. С парашютом я не прыгал, в десанте не служил, но попал в морскую авиацию. И, с одной стороны, в армии оказался поздно — в 26 лет. Такчто эти годы стали для меня отрывом от театра. Но, с другой стороны, там я поставил один из лучших своих спектаклей. И армейские годы вспоминаю с теплотой. И день морской авиации, конечно, праздную. Но без купаний в фонтанах…

Как вы думаете, в чем феномен нелюбви к вам кинокритиков?

Мне кажется, они часто боятся самим себе признаться, что им нравятся мои фильмы. Самый показательный случай был после премьерного показа «Ты у меня одна».Тогда некоторые критики выходили с сеанса, и у них на глазах были слезы. Однако при этом они говорили: «Нет, это все равно не искусство». Хорошо, а что тогда искусство?

За последнее время двое — продюсер Юсуп Бахшиев и режиссер Уве Болл — сказали, что готовы ответить критикам-обидчикам на ринге, в честном поединке. А вы готовы подраться?

Почему бы и нет? Только, к сожалению, мне это будет не так уж интересно. Результат-то я знаю заранее. Дело в том, что я занимаюсь спортом. И нахожусь в лучшей физической форме, чем большинство наших кинокритиков. Боюсь, без нокаута не обойдется (смеется)

26 ноября 2007
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация