"Без нокаута не обойдется". Интервью с Дмитрием Астраханом
«Все по-честному» Дмитрия Астрахана — боксерская комедия о борьбе гения и трудолюбия. Режиссер рассказал Time Out о навязанном культе успеха.

Дмитрий Хананович Астрахан — самый честный русский режиссер, король трэша, снимающий свои фильмы о народе и для народа (не только домохозяйки, но и критики украдкой плакали над его картиной «Ты у меня одна»). Некоторые утверждают, что Астрахан подвис в 1990-х годах и отстал от времени, — ну и пусть. Зато режиссер находится в отличной спортивной форме и готов отстоять творческий метод в рукопашной.


Герой вашей ленты — боксер, и выпускаетесь вы сразу после «Боя с тенью-2». Кроме того, в начале года выходила комедия про бокс «Неваляшка». Не страшно от такого соседства?

Во-первых, фильмов про боксеров всегда хватало. Вот и «Рокки» недавно вышел. Во-вторых, «Все по-честному» — фильм не про бокс. Он тут является, скорее, неким местом приложения, фоном для проблем нашего героя. А в-третьих, выбор данного вида спорта был полностью оправдан. Дело в том, что бокс показателен: победа на ринге очевидна. Если взять, к примеру, греко-римскую борьбу, то было там поражение или нет— не ясно. Вроде было, вроде лопаткой коснулся… А бокс — другое, в нем, безусловно, есть зрелищность, то, что обязательно должно быть в кино. К тому же это лучше всего выражало нашу мысль о стремлении к победе.

А в чем заключается эта мысль?

Фильм о том, что человек всегда хочет многого, но, даже если он активно стремится к своей цели, не обязательно, что у него все получится. Просто не всем дано… Вот наш герой сколько ни тренируется, а победить не может. Большинство людей — совсем не гении. И иногда нужно смириться и ценить то, что у тебя есть.

В вашем фильме «Ты у меня одна» (1993) герой Збруева тоже был боксером. Бывшим, правда. Вы неравнодушны к боксу или это просто «удобная» мужская черта?

Ничего личного здесь нет, хотя спорт и бокс я люблю. Тогда это была удачная деталь: бокс помог главному герою разобраться с соседями. Но в первую очередь это была история несчастного человека, который в годы перестройки вынужден заниматься не своим делом. «Все по-честному» о другом: наш герой — чудный душевный парень, он трудится-трудится, да все не впрок. А потом появляется другой герой, вроде и не такой положительный, но талантливый. Так что это история современных Моцарта и Сальери. На примере бокса.

Чем для вас 1990-е отличаются от 2000-х? Почему вы сняли «Все будет хорошо», а теперь «Все по-честному»?

В 1990-е был посыл, что достаточно что-то делать — и все действительно «будет хорошо». А сейчас сколько ни борись, от твоих устремлений не так уж много зависит. Такое вот «по-честному». Мрачный урок, который все мы вынесли. Оказалось, что реализоваться непросто. Нас также приучили к определенным стереотипам. Что лицо на обложке, в телевизоре — это хорошо. Нужно быть красивым, еще и чтобы счет был в банке, хорошая машина, а рядом сидела красавица. Нам навязали культ успеха, эталоны, которых и в реальности-то не существует. А в результате не говорят о людях, ничего в жизни не достигших. И их большинство.

Вас не любят критики, и при этом с завидной регулярностью ваши работы показывают по центральным каналам. Есть какой-то рецепт народного кино?

Давайте разберемся с терминологией. Если народное кино — Чаплин, Гайдай, Рязанов, для меня это крайне похвальное соседство. Я вообще не считаю, что искусство может быть непонятым, непонятным.

То есть если, например, Бунюэля смотрят единицы, то он, получается, уже и не искусство?

Я вам уже дал свой ответ.

Вы больше всего снимали мелодрамы и лирические комедии, а потом появились вариации: фантастика — «Четвертая планета» и триллер — «Контракт со смертью». А можно представить себе фильм ужасов «по-астрахановски»?

Как говорил Вольтер, «нет плохих жанров, кроме скучных». Поэтому если мне попадет в руки подходящий материал, то почему бы и нет? Жанр не должен становиться рамкой. Вот сейчас я снимаю практически памфлет. Да и «Все по-честному» не решился бы назвать мелодрамой. Я, по крайней мере, таких мелодрам в истории кино не знаю.

А что вы вообще смотрите? Что, например, понравилось из последних российских лент?

К счастью или сожалению, я практически ничего не смотрю. Поэтому ни похвалить, ни поругать никак не смогу. Что понравилось? Мне искренне понравился фильм «Все по-честному».

Вернемся к теме мужского характера. Насколько я знаю, вы служили в ВДВ. Празднуете день «десантуры»?

Нет, вас ввели в заблуждение. С парашютом я не прыгал, в десанте не служил, но попал в морскую авиацию. И, с одной стороны, в армии оказался поздно — в 26 лет. Такчто эти годы стали для меня отрывом от театра. Но, с другой стороны, там я поставил один из лучших своих спектаклей. И армейские годы вспоминаю с теплотой. И день морской авиации, конечно, праздную. Но без купаний в фонтанах…

Как вы думаете, в чем феномен нелюбви к вам кинокритиков?

Мне кажется, они часто боятся самим себе признаться, что им нравятся мои фильмы. Самый показательный случай был после премьерного показа «Ты у меня одна».Тогда некоторые критики выходили с сеанса, и у них на глазах были слезы. Однако при этом они говорили: «Нет, это все равно не искусство». Хорошо, а что тогда искусство?

За последнее время двое — продюсер Юсуп Бахшиев и режиссер Уве Болл — сказали, что готовы ответить критикам-обидчикам на ринге, в честном поединке. А вы готовы подраться?

Почему бы и нет? Только, к сожалению, мне это будет не так уж интересно. Результат-то я знаю заранее. Дело в том, что я занимаюсь спортом. И нахожусь в лучшей физической форме, чем большинство наших кинокритиков. Боюсь, без нокаута не обойдется (смеется)

Спецпроект

Загружается, подождите ...