Москва
Москва
Петербург

"Кого-то пришлось убить"

Николай Цискаридзе, народный артист России, лучший танцовщик страны, участник проекта «Короли танца» с мировыми звездами балета, рассказывает об интригах и испытаниях, которые ждут звезду в Большом театре.

В проекте «Короли танца», придуманном продюсером Сергеем Даниляном и полтора года назад стартовавшем в Америке, на сцену выходят четыре балетных суперзвезды, которых невозможно увидеть вместе вне этого представления. Они танцуют специально поставленный спектакль «For Four», показывают любимые миниатюры и по очереди изображают педагогов-психопатов, убивающих своих учениц в балете «Урок» Флеминга Флиндта. Короли — фантастически разные: лениво выпрыгивающий в воздух и зависающий в нем американец Итан Стифел; виртуозный, вращающийся, как электродрель, Анхель Корейя; мрачный, хранящий достоинство древней датской школы Йохан Кобборг. И — Николай Цискаридзе, десять лет не уступающий звания лучшего танцовщика России.

Что нужно сделать для того, чтобы стать королем в Большом театре?
Ох, страшно об этом вспоминать. Железную волю надо иметь. Быть сильным человеком. Уметь убивать наотмашь — не бить, а сразу убивать. Это первое. А все остальное — надо быть первоклассным. Потому что наша старая сцена — та, что сейчас на реконструкции, — была устроена так, что фуфло было видно моментально. И если ты не являлся чем-то сверхъестественным — сам театр тебя не принимал.

Вы многих убили?
Кого-то пришлось убить. Ну не физически, конечно. Но я только защищал себя.

А вас кто-нибудь хотел, так сказать, убрать с дороги?
В самом начале, когда я получил первую роль Меркуцио в спектакле Юрия Григоровича в Большом театре, меня должны были носить на руках пятеро «друзей». Эти артисты были гораздо старше меня, и все они были претендентами на эту партию, но никогда ее не станцевали. Поэтому на репетициях они старались так перебросить меня, чтобы я приземлился лицом в пол. Один раз на прогоне я сильно ушибся. Юрий Николаевич все видел, но ничего не сказал — только назначил на следующий день трехчасовую репетицию. И все это время заставил их носить меня на руках. Они потом выползали с репетиции, а не выходили!
А сейчас… Я летом танцевал в Лондоне балет «Корсар». Спектакль так поставлен, что там надо быстро поменять туфли — с характерных на те, в которых будешь танцевать па-де-де. За двадцать секунд буквально. Я начинаю их менять — и у меня рвется резинка на обуви. Все знают, как я проверяю свой костюм, декорации, вообще все. И тут — заранее проверенные туфли. Странно. Я хватаю у костюмерши нитку с иголкой, мгновенно пришиваю эту резинку, выхожу на сцену, и все проходит удачно. А вернувшись в Москву, я отпарываю пришитое на скорую руку и обнаруживаю, что резинка была подрезана бритвой. С этим всю жизнь сталкиваешься, миллион раз такое было. А когда я говорю, что с волками жить — по-волчьи выть, все считают, что у меня плохой характер. Входя в театр, я все время нахожусь в состоянии обороны, в состоянии борьбы и выживания. С удовольствием обошелся бы без этого.

Вычислить виновника, вероятно, невозможно?
Отчего нет? В комнату, где были мои туфли, могли попасть всего три человека — танцовщики Денис Матвиенко, Сергей Филин и костюмер. Туфли двадцать минут лежали на столе, когда я гримировался. Но я не буду обвинять никого, пусть это будет на совести человека, который это сделал.

Как вам удается противостоять недоброжелателям?
Я благодарен моему учителю Петру Антоновичу Пестову. Он так взвинчивал атмосферу в классе — «вот, если ты это движение не сделаешь, ты танцовщиком не станешь, твоя жизнь кончена». Он приучил меня, что, даже если рядом рушится стена, я должен делать жете ан турнан. Выключился свет — я должен делать жете ан турнан. Он меня в этот момент может ударить — я все равно должен делать жете ан турнан. Он подготовил меня к жизни, где меня все бить и убивать будут.

Как вы считаете, вас могут свергнуть с престола? Есть ли сейчас в труппе артисты, способные это сделать?
Нет, настоящих королей никто не свергает. Если они настоящие — они сами отдадут корону. Владимир Викторович Васильев много лет никого не пускал на свое место, а потом сам отдал мне стол в гримерке. Несмотря на то что отношения у нас, когда он руководил театром, были не очень…

Вы когда-нибудь сомневались в себе? Или всегда знали, что вы — Король?
Когда я в первый свой сезон стоял среди рабов в «Спартаке», у меня было ощущение, что все смотрят только на меня. И в школе всегда так было. У меня все детство была няня, которая читала мне взрослые книги. Если для большинства моих сверстников в шесть лет слово «Дзеффирелли» означало заболевание, то я знал, кто это и что он сделал. К шести годам мог пересказать все трагедии и комедии Шекспира. Я конкретно мог сказать, из-за чего Анна Каренина бросилась под поезд. И когда меня не выбрали командиром звездочки — меня это страшно огорчило.

А в балетной школе вы сразу стали лидером?
О, я был признанным гением, и мне ставили только хорошие оценки! (Хохочет.) В Тбилиси все было просто, а вот после перевода в Москву… Я три года был лучшим в школе, меня все любили. А тут все орут, напоминают, что я зачислен условно. Первое время было очень сложно. Мне никто даже списывать не давал. Меня спасла мама. Она полгода вместе со мной делала все уроки. Она сначала не хотела, чтобы я стал балетным, надеялась, что мне быстро надоест. Но когда не надоело — все сделала для меня. Она Пестову сказала: «Мне нужен результат. Если нужно бить моего сына — бейте, мне нужно, чтобы мой сын не был в кордебалете».

Вашим коллегам по проекту «Короли танца» было проще или сложнее стать королями в своих театрах?
Конечно проще. И в American Ballet Theatre, где работают Итан Стифел и Анхель Корейя, и в английском Royal Ballet, где сейчас Йохан Кобборг, четкая контрактная система, не надо ничего выгрызать.

А каковы ваши отношения с коллегами по проекту — как коронованным особам работается вместе?
Мы иронично относились к названию «Короли танца». И помогали друг другу, ревностно друг за другом наблюдая. В Штатах, когда мы готовили премьеру, у нас было всего две с половиной недели на репетиции. Причем сначала планировалась другая программа — в первом отделении новый балет Кристофера Уилдона, в котором мы танцуем вчетвером, в третьем — сольные номера, а во втором должен был идти балет Ролана Пети «Юноша и смерть». В течение четырех вечеров каждый из нас должен был выйти в главной роли. Но за две недели выяснилось, что к балету Пети не могут доставить декорации, и Йохан Кобборг предложил взять хорошо ему знакомый «Урок» Флеминга Флиндта. Так и получилось, что Короли стали по очереди душить девушек.

После того как пройдут «Короли танца», «Урок» войдет в репертуар Большого театра, а вы, кажется, впервые в жизни назначены репетитором. Никого не хочется придушить?
Спектакль я еще не готовил, но я давно даю класс. Кто-то из людей, приходящих на класс, мне нравится, кто-то нет. Но великая балерина Марина Тимофеевна Семенова научила меня тому, что жизненную реакцию нельзя переносить в работу. А придушить… Ну, иногда хочется, особенно когда человеку годами говоришь одно и то же, а он не делает. Но ведь мои учителя тоже мне годами говорили одно и то же.

У королей значительную часть жизни отнимают светские обязанности. Вам светская жизнь не мешает в работе?
Светское мероприятие — это когда люди ходят и торгуют своим лицом. Я этим не занимаюсь, хотя мне это хотят приписать. Все, что я делаю, — это популяризация профессии. И когда я на телеканале «Культура» перед показом какого-нибудь спектакля рассказываю о нем, мой рейтинг в два раза выше, чем у самого балета! И это — часть профессии, это было всегда — только Уланова и Лепешинская занимались этим на комсомольских собраниях. Когда я стал участвовать в мюзикле «Ромео и Джульетта», вся эта публика пришла потом в Большой театр. И это делать необходимо — вы знаете, как упал конкурс в балетные училища? После «Танцев на льду» вырос интерес к фигурному катанию. О балете тоже надо позаботиться!

22 октября 2007,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация