Москва
Москва
Петербург
Алексей Попогребский: «Самое сложное — делать спецэффекты незаметными»

Алексей Попогребский: «Самое сложное — делать спецэффекты незаметными»

Знаменитый режиссер рассказал о новом необычном проекте.
Психолог по образованию, Алексей Попогребский дебютировал в большом кино фильмом «Коктебель», снятым совместно с Борисом Хлебниковым. Его следующая работа «Простые вещи» принесла Попогребскому гран-при «Кинотавра», а массовая популярность пришла в 2010 году, когда фильм «Как я провел этим летом» завоевал две награды престижнейшего кинофестиваля в Берлине. Сейчас Алексей занимается новым необычным проектом…

Над чем работаете сейчас?

Давайте по порядку. Сейчас я участвую в проекте «Эксперимент 5IVE», а затем перехожу к новому полнометражному проекту. Это будет противоположность «Как я провел этим летом»,фэнтези-драма без явных чудес, целиком выстроенная в декорациях. В какой-то момент я понял, что фильму просто необходимо дополнительное измерение, а сейчас как раз тот момент, когда новые технологии позволяют свободно работать с 3D. Тогда я и решил — именно в эту сторону надо смотреть. Узнав об этом, мой продюсер Роман Борисевич подкинул идею мастер-класса «Стереография и сторителлинг» в Берлине, где собрались самые актуальные специалисты по работе с третьим измерением в кино. А стоило мне вернуться в Москву, я как раз получил предложение поучаствовать в «Эксперименте 5IVE».

Можете рассказать про него подробнее?

Идею предложил бренд жевательной резинки 5IVE, но меня сразу заинтересовало, что это не рекламный проект. Суть проста: пять фильмов по пять минут от пяти режиссеров. Одна и та же исходная задача — черный конверт, в нем полароидный снимок. Человек получает конверт, открывает его и видит, что на снимке он сам в момент, когда берет конверт. Я мгновенно подумал, что мне это будет интересно при одном условии — снимать надо в 3D.


Технические средства не должны быть дешевой заменой идеи. Можно исполнять Баха на гитаре, но для Брукнера, к примеру, нужен симфонический оркестр.

Почему именно 3D? Вряд ли вы надеетесь попасться на глаза какому-нибудь голливудскому продюсеру, чтобы снимать очередные «2012»…

Такой продюсер просто совершит огромную глупость, и я первым откажусь. Когда я делаю что-то новое, я всегда надеюсь чему-то научиться. Недавно Жан-Люк Годар, который, кстати, тоже собирается снимать фильм в 3D, сказал, что это новый для кино язык, где нет еще правил, отлитых в бетоне. Вот эта работа с новым кинословарем меня очень подстегивает.

Тогда на какую же судьбу фильма для «Эксперимента 5IVE» вы рассчитываете?

Когда собирал группу, я сказал, что сейчас мы массу всего попробуем, совершим массу ошибок, которые потом выдадим за стилистические находки, и будет здорово, если это станет визитной карточкой нашего владения этим языком.

Как по-вашему, технические новинки подстраиваются под существующую идею или наоборот — идея рождается только после возникновения средств?

Технические средства не должны быть дешевой заменой идеи. Можно исполнять Баха на гитаре, но для Брукнера, к примеру, нужен симфонический оркестр.

Но сейчас технические средства стали гораздо доступнее. Не повлияет ли это на появление новых талантов?..

Сами по себе эффекты ничего не гарантируют. И самое сложное — делать спецэффекты незаметными. Есть «Дневной дозор», который строится на одних спецэффектах, и его приятно посмотреть — как варьете, но не больше. А есть «Вечное сияние чистого разума», которое без определенного набора эффектов было бы невозможно, но они работают на историю, а не наоборот. В любом случае карточный фокус, который тебе показывают, всегда вызывает большее изумление, чем взрывы в фильме «2012». Вот чего хочется добиться.

А есть ли какие-нибудь известные фильмы-эксперименты, которые за последние годы вас удивили?

Я в этом смысле фанат фильма «Район №9». Это жанровое кино, но с очень остроумной задумкой: космические бомжи как история ксенофобии и нашего отношения к пришельцам в бытовом смысле этого слова. Вся машинерия компьютерных технологий этому фильму была просто необходима, но спецэффекты там стилизованы под документальный фильм.

Не боитесь предубеждения, что 3D — это коммерческое кино?

Оно, конечно, есть, но зачем его бояться? Кино вышло из балагана, и теперь в балаган возвращается, и только где-то на промежуточной фазе оно стало существовать как искусство.

Можете сформулировать какой-то принцип, которым стоит руководствоваться молодым киношникам?

На самом деле таких принципов два. Когда в 2002 году у нас с Хлебниковым появилась возможность снять «Коктебель», это произошло только потому, что мы лет за пять-шесть до этого его активно намечтали. И второй принцип, который я называю «принципом Фрунзика Мкртчяна». Помните, в «Мимино» его герой говорил: «Если мы туда поедем, мне будет приятно, а если мне будет приятно, то и тебе будет приятно». Тебе это должно быть интересно, ты и твоя группа должны этим гореть. Не надо лезть из кожи вон, пытаясь изобразить этот интерес.

13 декабря 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация