Алексей Попогребский: «Самое сложное — делать спецэффекты незаметными» | Кино | Time Out

Алексей Попогребский: «Самое сложное — делать спецэффекты незаметными»

  13 декабря 2010
4 мин
Алексей Попогребский: «Самое сложное — делать спецэффекты незаметными»
Знаменитый режиссер рассказал о новом необычном проекте.

Психолог по образованию, Алексей Попогребский дебютировал в большом кино фильмом «Коктебель», снятым совместно с Борисом Хлебниковым. Его следующая работа «Простые вещи» принесла Попогребскому гран-при «Кинотавра», а массовая популярность пришла в 2010 году, когда фильм «Как я провел этим летом» завоевал две награды престижнейшего кинофестиваля в Берлине. Сейчас Алексей занимается новым необычным проектом…

Над чем работаете сейчас?

Давайте по порядку. Сейчас я участвую в проекте «Эксперимент 5IVE», а затем перехожу к новому полнометражному проекту. Это будет противоположность «Как я провел этим летом»,фэнтези-драма без явных чудес, целиком выстроенная в декорациях. В какой-то момент я понял, что фильму просто необходимо дополнительное измерение, а сейчас как раз тот момент, когда новые технологии позволяют свободно работать с 3D. Тогда я и решил — именно в эту сторону надо смотреть. Узнав об этом, мой продюсер Роман Борисевич подкинул идею мастер-класса «Стереография и сторителлинг» в Берлине, где собрались самые актуальные специалисты по работе с третьим измерением в кино. А стоило мне вернуться в Москву, я как раз получил предложение поучаствовать в «Эксперименте 5IVE».

Можете рассказать про него подробнее?

Идею предложил бренд жевательной резинки 5IVE, но меня сразу заинтересовало, что это не рекламный проект. Суть проста: пять фильмов по пять минут от пяти режиссеров. Одна и та же исходная задача — черный конверт, в нем полароидный снимок. Человек получает конверт, открывает его и видит, что на снимке он сам в момент, когда берет конверт. Я мгновенно подумал, что мне это будет интересно при одном условии — снимать надо в 3D.


Технические средства не должны быть дешевой заменой идеи. Можно исполнять Баха на гитаре, но для Брукнера, к примеру, нужен симфонический оркестр.


Почему именно 3D? Вряд ли вы надеетесь попасться на глаза какому-нибудь голливудскому продюсеру, чтобы снимать очередные «2012»…

Такой продюсер просто совершит огромную глупость, и я первым откажусь. Когда я делаю что-то новое, я всегда надеюсь чему-то научиться. Недавно Жан-Люк Годар, который, кстати, тоже собирается снимать фильм в 3D, сказал, что это новый для кино язык, где нет еще правил, отлитых в бетоне. Вот эта работа с новым кинословарем меня очень подстегивает.

Тогда на какую же судьбу фильма для «Эксперимента 5IVE» вы рассчитываете?

Когда собирал группу, я сказал, что сейчас мы массу всего попробуем, совершим массу ошибок, которые потом выдадим за стилистические находки, и будет здорово, если это станет визитной карточкой нашего владения этим языком.

Как по-вашему, технические новинки подстраиваются под существующую идею или наоборот — идея рождается только после возникновения средств?

Технические средства не должны быть дешевой заменой идеи. Можно исполнять Баха на гитаре, но для Брукнера, к примеру, нужен симфонический оркестр.

Но сейчас технические средства стали гораздо доступнее. Не повлияет ли это на появление новых талантов?..

Сами по себе эффекты ничего не гарантируют. И самое сложное — делать спецэффекты незаметными. Есть «Дневной дозор», который строится на одних спецэффектах, и его приятно посмотреть — как варьете, но не больше. А есть «Вечное сияние чистого разума», которое без определенного набора эффектов было бы невозможно, но они работают на историю, а не наоборот. В любом случае карточный фокус, который тебе показывают, всегда вызывает большее изумление, чем взрывы в фильме «2012». Вот чего хочется добиться.

А есть ли какие-нибудь известные фильмы-эксперименты, которые за последние годы вас удивили?

Я в этом смысле фанат фильма «Район №9». Это жанровое кино, но с очень остроумной задумкой: космические бомжи как история ксенофобии и нашего отношения к пришельцам в бытовом смысле этого слова. Вся машинерия компьютерных технологий этому фильму была просто необходима, но спецэффекты там стилизованы под документальный фильм.

Не боитесь предубеждения, что 3D — это коммерческое кино?

Оно, конечно, есть, но зачем его бояться? Кино вышло из балагана, и теперь в балаган возвращается, и только где-то на промежуточной фазе оно стало существовать как искусство.

Можете сформулировать какой-то принцип, которым стоит руководствоваться молодым киношникам?

На самом деле таких принципов два. Когда в 2002 году у нас с Хлебниковым появилась возможность снять «Коктебель», это произошло только потому, что мы лет за пять-шесть до этого его активно намечтали. И второй принцип, который я называю «принципом Фрунзика Мкртчяна». Помните, в «Мимино» его герой говорил: «Если мы туда поедем, мне будет приятно, а если мне будет приятно, то и тебе будет приятно». Тебе это должно быть интересно, ты и твоя группа должны этим гореть. Не надо лезть из кожи вон, пытаясь изобразить этот интерес.