Москва
Москва
Петербург
Брайан Ино: «Мне нравится быть тем, кто запускает процесс»

Брайан Ино: «Мне нравится быть тем, кто запускает процесс»

Time Out поговорил с мэтром о вечном движении вперед и неразрешимых загадках искусства.
Человек ренессансного масштаба, зачинщик эмбиента, продюсер множества музыкантов от Talking Heads и Боуи до Coldplay и «Звуков Му», гениальный музыкант, мыслитель и пророк в рамках стартующего на этой неделе фестиваля «Yota Space» прочтет в Питере лекцию на тему «Что такое культура и зачем она нам», а также покажет свой проект «77 Million Paintings».


Что вы думаете о растущем интересе к публичным лекциям?

Для меня такие лекции — возможность заявить во всеуслышание о своих мыслях. Лекции в России, где мы можем более-менее открыто обсуждать любые вопросы, как минимум дают обществу очень важную возможность услышать другого, согласиться или поспорить с ним.

На фестивале аудиовизуального искусства «Yota Space» будет представлена ваша работа «77 Million Paintings». Как появилась ее идея?

Я прогуливался неподалеку от своего дома в Лондоне. Было темно, светились только огни в домах. Я заглянул в одно из них и увидел, что среди картин на стене висит плоский телевизор. Я задумался, как дико выглядит эта большая черная дыра в стене. «77 миллионов» — воплощение идеи использования телевизора как картины. Я довольно давно экспериментирую со светом как художественной техникой, практически так же долго, как играю со звуками. Но светом гораздо труднее управлять: я могу контролировать телевизионный луч, мощные прожекторы придают размах картинке, но все вместе это трудно удержать под контролем. С первыми компьютерными проекторами у меня были довольно неуклюжие эксперименты. Поэтому «77 миллионов» — постоянно меняющийся объект, поражающий автора не меньше, чем зрителей, — не появился бы без современных компьютеров и мониторов.

А что вообще вы думаете о синтезе искусств?

Я вообще никогда не делал различия между музыкой и картинкой. Они — часть одного разговора, одного поиска. Я обратился к эмбиенту как к музыке, подобной картинам. Я сделал «77 миллионов» как картину, подобную музыке. Возможно задействовать и запахи, но это, пожалуй, не слишком удобно. Но я уже много работал с запахами и даже разработал духи. Мне кажется, это все тот же поиск, о котором я говорил. Технические эксперименты в искусстве — это совсем не ново, особенно в музыке. Традиция уходит к Стиву Райху, Калифорнийской школе, Кейджу и другим. Мне просто нравится быть тем, кто запускает процесс, создает некую машину, подключает провода — и смотрит, что получится. Действительно важно при этом то, в какую сторону развивать эту идею. В изобразительном искусстве такой подход — большая редкость, но он дает не меньше возможностей, чем в музыке.

Где вы черпаете вдохновение и уверенность в успехе, когда продюсируете музыкантов?

Я сейчас работаю с нигерийским артистом — его имя Сеун Кути. Он сын великого Фела Кути, у него уникальный стиль и несравнимый ни с чем энергетический заряд. Но мне и вправду не нравятся исхоженные тропы, так что даже знакомых музыкантов, с которыми я работал на разных проектах, я каждый раз пытаюсь вывести на какое-то новое проявление.

Как у вас получается все успевать и при этом тщательно следить за всеми мелочами? Чем вы больше всего гордитесь?

Я горжусь всеми своими работами. Но после того, как я представил свой проект публике, мне нужно скорее двигаться к следующему. Так я каждый раз могу полностью сосредоточиться на том, что делаю в данный момент, не отвлекаясь на то, что уже было сделано раньше. И я всегда считал, что глубинные творческие процессы не могут выражаться, скажем, только в музыке.

Иллюстрация: Сергей Бабич

26 ноября 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация