Москва
Москва
Петербург

"Я всегда довожу все до предела". Интервью с Илаем Ротом

Перед выходом фильма «Хостел-2» режиссер Илай Рот рассказывает Time Out об ужасах, которые питают киноиндустрию, и обещает всегда оправдывать ожидания публики — снимать с кровью, кишками и голыми бабами.

Илай Рот — один из лидеров нового поколения режиссеров фильмов ужасов— снял всего три полнометражные картины, хотя над короткометражками работает с восьми лет. Первой полноценной лентой была «Лихорадка». Сценарий для нее Рот написал еще в 1995 году, а снять смог только в 2001-м за 1,5 млн долл. На кинофестивале в Торонто киностудии устроили за права на «Лихорадку» настоящую драку, и в итоге в прокате эта лента принесла 30 млн долл.

«Хостел», его второй ужастик, собрал 20 млн в первые выходные, притом что весь бюджет ленты составил всего 4 млн долл. Критики заявили, что Рот изобрел новый поджанр кино ужасов — gorno, или порнография с пытками. Последняя его работа, «Хостел-2», выходит в российский прокат.


Почему вы вернулись к «Хостелу»?

Честно говоря, больше всего на меня повлиял фильм Роба Зомби «Изгнанные дьяволом». Почему-то считается, что продолжение хоррора обязательно должно провалиться, что ни один сиквел не дотягивает до оригинального фильма. А потом выходит фильм типа этого, и ты думаешь: «Погодите-ка, а Роб Зомби, оказывается, многому научился, вырос как режиссер…» Ия решил: если уж делать сиквел, то такой, как «Империя наносит ответный удар» или «Крестный отец-2». Зачем вообще зацикливаться на том, что продолжение всегда хуже оригинала? Сделайте что-нибудь такое, что заставит публику забыть оригинал.

И с чего вы начали?

Со сценария. Его надо было написать лучше оригинального, но не так, чтобы казалось, что это вообще другой фильм. «Хостел» был в основном ответом на новости из Ирака, на страх людей перед пытками. Но теперь я думаю, что страх — твой сосед. События в Новом Орлеане после урагана «Катрина» показали, что в Америке при соответствующих условиях закон и порядок просто испаряются, и люди возвращаются к звериному состоянию, начинают убивать и насиловать друг друга. Мы снимали в Праге «Хостел», когда случился ураган, и спрашивали друг друга: «Где полиция, где армия? Это же Америка, 2005 год!» Нет ничего удивительного в успехе хорроров. Несколько лет назад можно было надеяться, что нас защищает армия, но теперь понятно, что она занята в каких-то других странах, докоторых нам нет дела. Полицейские тоже не помогут — в по-настоящему жесткой ситуации они разбегутся. Деньги — это бумага, террористам на них наплевать. Люди боятся. Вспомните хотя бы канзасского маньяка, который 30 лет терроризировал народ, и только недавно его поймали. Он оказался обычным парнем, ходил в церковь, его все знали. Полно убийц и садистов, которые до поры ни одной живой души не обидели, просто в какой-то момент вылезает темная сторона их натуры, и они приходят в школу и расстреливают детей. И сейчас американцы не просто чувствуют себя незащищенными, они боятся собственных соседей.

А почему вы написали сценарий от лица женщины?

Не могу похвастаться особенно сильными женскими персонажами. Однако я не хотел вводить в сюжет просто злобных девчонок. Мне хотелось создать цельные женские образы. Они даже говорят как настоящие девчонки. В первом варианте получалось, будто реплику произносит парень. Что-то типа «Эй, чувак, что за фигня? Ты чего творишь?!» Диалоги пришлось переписать. Я поговорил с Квентином Тарантино, он непревзойденный мастер женского диалога, знаток женской психологии. Как только я преодолел страх перед женскими персонажами, я стал названивать девушкам и в разговоре обращал внимание на то, как они говорят. Было весело.

Илай Рот снимает девчачье кино?

Оно снято с женской точки зрения, но парням тоже понравится, там море кровищи и секса. Это не девчачье кино, по количеству расчлененки мы догоним первый «Хостел», если не перегоним.

Почему вы вернулись в Прагу, где снимались и первый, и второй фильмы?

Я хотел добиться настроения первого «Хостела», бродил по старым местам. Важно, чтобы во втором фильме чувствовался тот же мир. Во второй «Пиле», когда в кадре появляется сортир из первого фильма, зрители аплодируют.

Сложно ли ощущать на себе внимание студии и всего мира после успеха первого фильма?

Довольно странное ощущение. Части моей личности нравится быть под микроскопом — иначе я бы вообще вел себя по-другому. Я ведь вывернулся наизнанку, чтобы мое имя стало брендом, ассоциировалось с определенным типом фильмов. Я хочу, чтобы люди видели мое имя на афише, шли в кино и знали, что их будут развлекать полтора часа подряд фильмом категории «от 18 и старше», с кровищей, кишками и голыми телками. Я всегда буду доводить все до предела и снимать кино, которое граничит с непристойностью и раздражает общество. В этом все веселье, такой уж я уродился. Я не снимаю фильмы с мыслью «Боже, только бы поклонники были довольны», я думаю: «Я — зритель. Я только что заплатил 10 баксов и пожертвовал пятничным вечером. Если я не получу того, чего хотел, то сильно разозлюсь, потому что меня обобрали, пойду в интернет и напишу, какое говно этот фильм».

Словацкая пресса очень ругала вас после первого фильма «за искажение образа Словакии». Как после этого в сиквеле оказался их бывший министр культуры?

Милан Карашко — это знаменитый словацкий актер, потом он ушел из кино и стал политиком. Он работал 13 лет подряд, и, когда мы снимали первый «Хостел», он, по-моему, как раз был министром культуры. Так вот, он пришел на пробы, а я не мог понять, знает ли он вообще, что за фильм мы делаем. Он сказал: «Фильм как фильм, обычная история, это ж как сказки для взрослых», то есть именно то, что я сам всегда говорю. Я спросил его, что думают люди вСловакии по поводу этого фильма, а он в ответ рассмеялся: «Если словаки воспринимают этот фильм всерьез, то это их проблема, а не моя. Это же художественный фильм, а не документальный». Мне трудно с ним не согласиться: в конце концов, в Техас не перестали ездить после «Техасской резни бензопилой».

Будут еще продолжения?

Ничего кроме второго «Хостела» мне пока в голову не приходит. Дальше я хотел бы заняться «Клеткой» (адаптация романа Стивена Кинга. — Прим. Time Out), но вообще-то я работаю без перерыва с 2004 года, когда я начал писать сценарий «Хостела». После завершения этогопроекта я, наверное, приторможу, возьму отпуск, куплю дом, найду наконец себе подружку.

23 июля 2007
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация